Архивы рубрики: Социальное страхование

Федеральные нормы и рекомендации по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями

автор статьи Юлия Кравченко

Конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, п. 3 Конституции РФ), обеспечивается посредством нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ГНТОТ). С 2000 по 2010 гг. действовало постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В те времена эксперты Минтруда России насчитали более трёх тысяч ГНТОТ, что создавало определённую проблему их применения. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» постановление № 399 было отменено и с 18 января 2011 г. (дата вступления в силу постановления №1160) действует более простая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. » Читать далее

Проблема медосмотров (приказ Минздравсоцразвития России №302н)

Минздрав России приступил к публичному обсуждению проекта Приказа «Об утверждении  Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников и Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников».


Указанный документ призван заменить давно критикуемый Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)).

В чём проблема этого пока ещё действующего нормативного акта приснопамятного Минздравсоцразвития и что даст новый Приказ Минздрава,  кроме того, что приложения в нём теперь расположены не задом на перёд, а по-порядку: сперва собственно Порядок, и лишь после него – те самые Перечни факторов и работ?

» Читать далее

Основы трудового законодательства и управления персоналом

Очень кратко, без воды, только самое основное, что надо знать о трудовом законодательстве для руководителей и кадровиков от Института труда (1 часть). Трудовые отношения — их специфика и основные элементы, источники трудового права, управление трудовыми отношениями, переквалификация отношений гражданско-правового договора в «трудовой договор», субординация в трудовых отношениях, как правильно читать Трудовой кодекс и многое другое от НИИ труда и социального страхования Минтруда России…

Семинар (вебинар) по трудовому законодательству проводит директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России Марат Байгереев (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России).


» Читать далее

Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):
» Читать далее

Комментарий к Типовому перечню ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н).

Летом 2014 года во всех федеральных новостных каналах был популярным репортаж о нововведении Минтруда России, позволяющем работодателям оплачивать занятия физкультурой и спортом своих работников – новость, которую весьма позитивно встретили многие посетители фитнес-клубов, поскольку именно картинки из спортзалов составляли в основном видеоряд тех репортажей. Некоторые каналы все же делали оговорку о том, что речь не идет о прямом финансировании расходов активных граждан на покупку абонементов в бассейны и спортзалы, что работодатели смогут лишь частично компенсировать эти затраты и т.д. и т.п., но в целом основная цель пиар-акции Минтруда России была достигнута – донести до масс информацию о политике государства в области пропаганды здорового образа жизни и активного занятия физкультурой и спортом, а также о законодательных изменениях, выражающих заботу государства о здоровье своих граждан и позволяющих работодателям разделить бремя расходов работников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.

Информационным поводом повышенного интереса СМИ к этой проблеме стал Приказ Минтруда России № 375н от 16 июня 2014 г., которым Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н) был дополнен пунктом следующего содержания: » Читать далее

Как получить скидку к страховому тарифу

Заместитель Директора Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Елена Садохина.

Полностью статью читайте в раздаточных материалах АНОО ДПО «Институт труда» на семинарах по охране труда. г. Иркутск

Работодатели (страхователи) могут обратиться в ФСС за скидкой к страховому тарифу по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но сделать это надо не позднее 1 ноября каждого календарного года.

Ежемесячно каждый страхователь (а это — все работодатели) должен перечислять в Фонд социального страхования РФ (ФСС) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по тарифам, установленным в зависимости от класса профессионального риска.

Скидки и надбавки к страховым тарифам по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – скидки и надбавки) устанавливают территориальные органы ФСС в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для расчёта надбавок и скидок применяются следующие нормативно-правовые акты: » Читать далее

СПЕЦОЦЕНКА. Варианты проведения специальной оценки условий труда (советы работодателям) NEW!

Если вас торопят провести специальную оценку условий труда «дёшево и быстро», рекомендуем не спешить и прежде узнать, как правильно её организовать и зачем на самом деле она нужна. Не поддавайтесь рекламе большинства аттестующих организаций, помните, что в первую очередь их интересует прибыль от продажи (давайте не будем врать друг другу) вам своей услуги. По сравнению с прежней аттестацией рабочих мест, законодательство существенно изменилось именно в вашу пользу, но об этом, скорее всего, промолчат.

Если вам грозят штрафами за непроведение спецоценки (а они и правда теперь «кусаются» — см. ст. 5.271 КоАП!), не паникуйте, всё гораздо проще: для начала достаточно предъявить инспектору приказ и график. И всё? Не совсем. Наберитесь терпения и дочитайте эту статью до конца.


Самая распространённая ошибка в среде СОУТ – подходить к проведению специальной оценки условий труда как к аттестации рабочих мест. К чему это приводит? К произволу недобросовестных или недоученных «экспертов-оценщиков» в ущерб интересам работников! Как правильно организовать спецоценку, так чтобы низкая цена договора (наверняка коммерсанты от спецоценки предложили вам «заманчивую скидку»!) не повлияла на качество исполнения? Рассмотрим разные варианты: (а) уже начали спецоценку, (б) еще не определились с выбором и, наконец, (в) — уже попались в ловушку договора с аттестующей организацией, у которой мало шансов войти в новый госреестр.

1.  Что такое «спецоценка» и для чего она нужна на самом деле: мифы и реальность

Итак, специальная оценка условий труда. Она же — «СОУТ», она же — «спецоценка», она же — «аттестация рабочих мест по условиям труда (или АРМ)»… Стоп! Какая ещё «аттестация»? Не путать с АРМ! Скажете: «Какая разница? Та же комиссия, те же аттестующие организации? На самом деле, большая разница! И дело даже не в том, что раньше был Порядок Минздравсоцразвития России, а теперь целый Федеральный закон (№ 426-ФЗ), по которому процедура оценки вроде бы почти не изменилась. Дело в принципе управления этим процессом. Давайте разберёмся по-порядку.

» Читать далее

Возмещение затрат работодателя на охрану труда за счет средств, перечисляемых в ФСС

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

ФССВ наших предыдущих материалах мы прокомментировали Приказ Минтруда России «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Налоговое стимулирование государством мер по охране труда не ограничивается приведёнными в той статье нормами Налогового и Трудового кодексов. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счет средств ФСС, точнее – за счёт обязательных страховых взносов. Согласно ст. 7 (часть 1 пункта 5) Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» (№ 322-ФЗ от 2 декабря 2013 г.), Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем (т.е. работодателем) до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний подлежат расходы на целый ряд мероприятий по охране труда (предупредительных мер), многие из которых содержатся в упомянутом Типовом перечне. Таким образом, умело применяя действующее законодательство по охране труда, можно не только снизить налогооблагаемую базу, но и компенсировать часть расходов за счет уменьшения страховых взносов. Учитывая размеры фонда оплаты труда, для крупных предприятий – это миллионы рублей, но даже для относительно небольших организаций с численностью менее ста сотрудников можно ежегодно экономить сотни тысяч рублей. Как это сделать? Разберёмся по-порядку.

» Читать далее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

Статья о пилотном проекте, реализованном Институтом труда в 2009-1015 гг., опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Байкал. Иркутская обл. (фото автора)

Байкал, Иркутская обл. (фото автора)

В какой степени действует постановление Госкомтруда СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 г., чем руководствоваться при установлении гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, учитывая изменения в законодательстве? Что делать подведомственным бюджетным организациям, если бюджетораспорядитель не выделяет деньги на проведение СОУТ, можно ли избежать штрафов в 2015 году из-за отсутствия бюджетных средств на СОУТ? Как быть с естественным освещением, оценка которого не предусмотрена Методикой проведения СОУТ? Как теперь оценивать травмоопасность рабочего места?

Это лишь малая часть вопросов по специальной оценке условий труда, заданных участниками семинара-совещания руководителям Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., организованного Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России для региональных органов по труду, государственных инспекций труда, аттестующих организаций и предприятий Сибирского федерального округа.

» Читать далее