Архивы рубрики: Охрана труда

Труд и служба, торговля и коррупция (часть 1)

Три года назад мы писали о поправках в Трудовой кодекс, запрещающих легализацию трудовых отношений посредством заключения не трудовых, а гражданско-правовых договоров с работниками. Почему Трудовой кодекс так ревниво оберегает специфические права сторон (не только работника, но и работодателя!) трудовых отношений? Ответ найдёте в статье 1 «Цели и задачи трудового законодательства».

В чём специфичность прав в трудовых отношениях? Ответ можно найти в статье 15, если внимательно её прочитать и разложить по полкам…

Трудовые отношения

Трудовые отношения – это отношения стабильности и постоянства. Именно по этой причине «срочный трудовой договор» в Трудовом кодексе – лишь несущественный, преходящий и весьма условный, компромиссный вариант (смотри статью 59) юридического оформления временных и неустойчивых (то есть не заслуживающих внимания по сути!) трудовых связей, который согласно норме статьи 79 автоматически становится договором, заключённым на неопределённый срок, как только отношения между сторонами становятся более-менее стабильными, даже несмотря на то, что это драматическим образом застало врасплох незадачливого работодателя. Этой нормой законодатель как бы «благословляет» работодателя определиться (то есть определить себя в этом не сильно дружественном к нему либерально-рыночном мире стяжания прибыли и наращивания капитала любой ценой) и нести социальную ответственность за трудовую судьбу нанятого им работника на долгую перспективу, то есть выстраивать с людьми длительные стабильные отношения, каковые могут успешно сложиться только в трудовом коллективе. А как иначе?!

слайд 19 (см. презентацию)

В чём специфичность прав сторон трудовых отношений, защищать которые призван Трудовой кодекс? Ответ найдёте в статье 15, если попытаетесь представить и изобразить это определение в виде картинки (см. слайд 19). И что бросится в глаза на этой картинке? Правильно! Вопиющее неравенство сторон трудовых отношений. Почему вопиющее? Да потому что неравенство людей! Нет-нет, почему вопиющее, кто вопиёт-то? Да, вроде всё тихо )) Ну неужели всё так правильно и все молчат? Именно так, все заняты, все при делах и не кому возмущаться, все на своих местах! Это трудовые отношения. У вас не так что ли? Тогда спрос… с «красного человечка»: что-то не лады с работодателем у руководителя вашей организации! Не выполняет условия трудового

договора. Как, разве не он работодатель?! Удивились? Тогда давайте разберёмся в специфике трудовых отношений, чтобы понять специфичность прав сторон тех корпоративных вязей, которые не дают распасться вашей организации…

» Читать далее

СУОТ вокруг тебя и глобальный мир вокруг МОТ

Тезисы доклада (и слайды презентации) «Управление документами СУОТ в соответствии с требованиями Типового положения и в контексте глобальной оптимизации сбора и использования данных по охране труда» (г. Омск, Форум 28 апреля 2017 г.)

В прошлом году Минтруд России выпустил долгожданное Типовое положение о СУОТ и, казалось бы, наше мероприятие – хороший повод обсудить этот эпохальный документ, но, не в целом и общем, «обо всём и ни о чём», как это часто бывает, а более предметно, учитывая профессиональный состав участников мероприятия и сжатый 25-минутный формат выступления. /см. слайд №2/

Все вы, без сомнения, знаете этот документ, многие участвовали в его обсуждении ещё на стадии подготовки, документ написан достаточно просто и понятно, а значит говорить о нём «в целом и в общем» в рамках краткого доклада, значит злоупотребить вашим вниманием и драгоценным временем. Поэтому, при выборе темы своего доклада я руководствовался двумя соображениями: высветить какой-то отдельный аспект Типового положения о СУОТ и рассмотреть его в контексте предложенной МОТ темы Всемирного дня охраны труда. Этим и объясняется столь сложная формулировка темы доклада. /см. слайды №3-5/

Глобальная повестка Дня охраны труда – «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда». Из всех разделов Типового положения о СУОТ, пожалуй последний – 10-й «Управление документами» — наиболее подходит теме, предложенной МОТ. Поэтому давайте попробуем убить обоих зайцев одной короткой пулей: поговорим о наших насущных проблемах максимально приземлённо, как того требует Минтруд России, но в глобальном контексте, как это предложила МОТ.

Итак, что такое «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда» и почему такая тема именно в этом году? МОТ отвечает на этот вопрос интересным тезисом: «Это позволит получить более надёжные показатели эффективности систем охраны труда и определить, какие проблемы в первую очередь требуют выделения ресурсов, объём которых ограничен». /см. слайд №6/

» Читать далее

Проблемы спецоценки (СОУТ) в офисе

Когда внесли изменения в Классификатор и Методику проведения специальной оценки труда (СОУТ) мы предупреждали о возможных проблемах исключения измерений в так называемых «офисах». Прошло время и к нам поступают такие жалобы.

Добрый день!

Условия труда у нас, в основном, так называемые “офисные”, но реальные условия нашего  “офиса” таковы, что мы вынуждены нести затраты на обеспечение тепла (покупка обогревателей, утепление стен, т.к. находимся в заводском помещении), обеспечение питьевой водой, т.к. вода на территории завода только техническая, расходы на системы кондиционирования т.к. многие помещения не имеют окон и вентиляцию, покупку бытовой химии для уборки помещений и т.д. Реальные условия труда явно не соответствуют санитарным нормам!

Первый вопрос касается, в основном, бухгалтерского и налогового учёта. Дело в том, что расходы на улучшение условий труда могут быть приняты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если такие расходы рекомендованы по результатам проведения СОУТ.

Это касается обоснованности расходов на охрану труда (в т.ч. санитарно-бытовое обеспечение работников и т.п.), что должно быть подкреплено результатами СОУТ (№426 ФЗ от 28.12.2013, ст.3, письмо ФНС от 6.09.2011 № ЕД-4-3/14453). Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что организации, проводящие спецоценку, не готовы прописывать подобные рекомендации в отчёте проведения СОУТ и у нас из-за этого возникают  проблемы.

» Читать далее

Сколько реально стоит специальная оценка условий труда (о чём молчат «эксперты СОУТ»)

Денег никогда не бывает много и отвлечение средств для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), да ещё в условиях кризиса – проблема для любой организации. Вместе с тем, административную ответственность за непроведение СОУТ никто не отменял и руководителям организаций приходится выкраивать бюджет, урезая его за счёт экономии на самом необходимом. Коммерческим представителям «экспертных аттестующих организаций», проводящих СОУТ, тоже надо заработать в этих непростых условиях, и они, конечно же, предлагают всем заманчивые «скидки» и «индивидуальный подход»! Но кто знает, насколько они лукавят, учитывая реальные расходы их «лабораторий»?

автор статьи

Нетрудно представить радость руководителей, когда аттестующая контора, проводившая им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчёта 2-3 тысячи (и более!) рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет о неслыханной «щедрости» и готова провести СОУТ «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех или большей части своих сотрудников, например! В чём подвох и откуда такая неслыханная «щедрость»?

Объяснение простое, Методика проведения СОУТ уже давно не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, то есть тех, что расположены в офисных помещениях, торговых центрах и в учреждениях. Это значит, что в большинстве случаев теперь не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит заказчик СОУТ.

» Читать далее

ЭТИКА ТРУДА: когда профессия становится стандартом

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации», который предусматривает добровольную (по инициативе и за счёт средств работника или его работодателя) сдачу профессионального экзамена на соответствие тому или иному профессиональному стандарту. Но стоит ли спешить расставаться с деньгами? Давайте подумаем вместе, ведь как показал первый опыт, цена таких экзаменов весьма немалая! 

На Конференции МОТ, Женева 2006 г.

Что значит «профессиональный стандарт» и что такое «стандарт» вообще? На кого вы равняетесь в своей профессии, кто и что является профессиональным эталоном? Кому бы вы согласились доверить оценку вашей компетенции, вашего профессионализма? Что мешало инициаторам системы «независимой оценки квалификации» наладить её в принципиальных рамках традиционной «советской» системы профессионального обучения. Чем прежняя система профобразования принципиально не устраивала? Что представляют собой «центры оценки квалификаций» и «судьи кто»? Что это за эксперты, давайте присмотримся к ним, что за успехи на профессиональном поприще дают им право оценивать профессионализм и компетенцию ваших сотрудников. Вот лишь немногие вопросы, на которые стоит ответить, прежде, чем бросаться в омут «независимой оценки» квалификаций. На наших курсах повышения квалификации мы не кричим о профстандартах и не учим взрослых людей тому, что они сами могут прочитать в насыщенном информацией мире. Мы лишь помогаем профессионально правильно поставить вопросы, чтобы профессионально правильно сориентироваться в лукавом мире рынка продаж «образовательных услуг»…

» Читать далее

Политика в области охраны труда

Согласно Типовому положению о СУОТ (см. п. 9 Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»), политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Особое внимание обратите на п. 13 Типового положения: «Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя». Как это сделать? Очень просто! Обратимся к ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»…

» Читать далее

СОУТ, СУОТ и лёд Байкала… (+ юбилейный выпуск журнала «Охрана труда»)

Морозы в Сибири начинаются рано: в октябре-ноябре здесь уже полноценная зима. Однако Байкал начинает замерзать ближе к февралю, мегатонная мощь священного моря закрывается толщей волшебного льда не раньше второй половины календарной зимы. И оттаивает он также долго: последние ледышки на его волнах можно наблюдать до конца апреля-начала мая. Прогреваются воды Байкала лишь в конце лета на отмелях у песчаных пляжей.

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) в 2004 г. в Трудовой кодекс были внесены поправки, обязывающие работодателей наладить систему управления охраной труда (СУОТ), однако эта спящая норма проснулась лишь после государственной регистрации Минюстом России долгожданного Приказа Минтруда №438 от 19.08.16 в октябре этого года.

Типовое положение о системе управления охраной труда разрабатывалось при экспертном участии нашего Института ещё в далёком 2010 г., когда готовились поправки в Трудовой кодекс, определяющие понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».  Этот документ не раз обсуждался в экспертном сообществе и в Российской трёхсторонней комиссии, был в достаточно высокой степени готовности несколько лет назад, но утверждён лишь в этом году.

» Читать далее

Хотите создать СУОТ — научитесь управлять рисками

Приказ Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» прошёл госрегистрацию в Минюсте, а значит стал нормативно-правовым актом, обеспечивающим правоприменение формально действующей с 1 января 2014 г. нормы в статье 212 Трудового кодекса – «работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда».

Тот же Трудовой кодекс определил, что система управления охраной труда (СУОТ) состоит из элементов управления профессиональными рисками (см. определение “управление профессиональными рисками” в ст. 209 ТК), а Типовое положение о СУОТ обязывает работодателя организовать процедуру управления профессиональными рисками (п. 33) и составить перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровья работников (п.34) на основе внушительного списка, указанного в п. 35 упомянутого Типового положения, в котором есть даже «опасность насилия от враждебно настроенных работников».

img_4066

Курс ВСФ «ВНИИ труда» по управлению рисками в ОАО «Полиметалл» (Охотск)

Как выбрать правильные методы оценки уровня профессиональных рисков (п. 37) и как научить работников их использовать и управлять рисками в повседневной работе.

» Читать далее

Система управления охраной труда (суот) – это «уже всё» или «почти всё», что теперь требуется от работодателя

Минюст России зарегистрировал Приказ Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Без этого подзаконного нормативно-правового акта применение формально действующей с 1 января 2014 г. нормы в статье 212 Трудового кодекса – «работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда» – вызывало вопросы, учитывая определение понятия СУОТ в ст. 209, предусматривающего утверждение Типового положения.

Цель указанного документа – оказание содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), разработки положения о СУОТ. Отныне, учитывая императивность упомянутой нормы статьи 212 ТК РФ, наличие у каждого работодателя локального нормативного акта, утверждающего своё собственное положение о системе управления охраной труда, обязательно. В противном случае государственная инспекция труда может привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение «ещё одного» государственного нормативного требования охраны труда.

«Ну вот, ещё один нормативный акт, ещё дна «обязаловка» и дополнительные требования, как будто и без этого хлопот было мало в области охраны труда» — подумают многие работодатели (точнее – их представители), узнав об этом. Не стоит расстраиваться: никаких дополнительных требований и хлопот ни указанная норма, ни, тем более, рассматриваемый Приказ Минтруда России не создают.

%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%bf-%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%b8

» Читать далее

Сколько стоит специальная оценка условий труда для бюджетных организаций

Отсутствие или нехватка средств для проведения специальной оценки условий труда – извечная проблема бюджетных организаций. «Непрофильные» расходы всегда финансировались по остаточному принципу, если вообще хоть какие-то деньги находились в плане главного распорядителя бюджетных средств на мероприятия по охране труда работников бюджетного учреждения. Вместе с тем, административную ответственность должностных лиц за несоблюдение требований охраны труда никто не отменял и руководителям бюджетных учреждений в условиях кризиса приходится буквально выкраивать крохи, урезая свои и без того тощие расходы, порой за счёт экономии на самом необходимом.

poverty

В этих условиях нетрудно представить радость руководителей бюджетников, когда аттестующая организация, которая проводила им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчета 3-4 тысячи рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет о неслыханной «щедрости» и готова провести специальную оценку условий труда (СОУТ) «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех своих учителей, врачей и т.п.! В чем подвох и откуда такая щедрость? Объяснение простое, Методика проведения СОУТ теперь не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, большинство которых как раз и присутствуют в бюджетных учреждениях. Это значит что не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит бюджетное учреждение.

» Читать далее

1 2 3 5