Архивы рубрики: Стратегическое планирование

Профстандарты, зарплата, МРОТ и «эффективный контракт»

Предисловие к 3-му изданию

Уважаемые коллеги!

Третье издание Сборника наших материалов по трудовому законодательству и управлению персоналом подготовлено нами с учётом полутора- и двухлетнего периода тех законодательных изменений, которые произошли со времени выхода первого и второго издания (июнь-октябрь 2016 г.), и практики их правоприменения. За этот же период произошли и определённые политические события (выборы Главы государства и т.п.), которые вряд ли окажут существенное влияние на изменение вектора развития социально-трудовой сферы страны в предстоящие шесть лет.

» Читать далее

«Детонатор» МРОТ и бедность «в тротиловом эквиваленте»: можно ли «закрыть» мусор волевым решением?

С 1 мая минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышается до уровня прожиточного минимума. Таково было поручение (точнее – очередное, наряду с «закрытием» мусорных свалок, неуклюжее[1] волевое решение) Президента РФ в минувшем году. Правительство РФ, дисциплинированно «взяв под козырёк», внесло в Госдуму проект соответствующего законодательного решения, который был так же дисциплинировано и быстро воплощён законодателями в виде Федерального закона от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ.

Сбылась многолетняя мечта профсоюзов: впервые с 2002 г. выполнена норма статьи 133 Трудового кодекса о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Почему так долго тянули с выполнением этой законодательной нормы (точнее – почему так долго власть её нарушала), в чём проблема? В нехватке средств, как обычно отвечал Минфин России на этот вопрос все эти годы? Но откуда тогда взялись средства на повышение МРОТ в нынешнее кризисное время?

» Читать далее

«Институт труда»: перспективы в Новом 2018 году

В 2017 г. было принято согласованное принципиальное решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования Восточно-Сибирского филиала ФГБУ “ВНИИ труда” Минтруда России. Решение было обоюдным: после ликвидации “НИИ труда и социального страхования” и реорганизации “ВНИИ охраны и экономики труда” в 2016 г. Генеральный директор новообразованного на базе этих двух подведомственных Минтруду России институтов предложил директору Восточно-Сибирского филиала подумать о перспективах развития организации.

После недолгих раздумий выбор был сделан в пользу развития, полностью независимого от федерального центра, по следующим причинам.

» Читать далее

Проблема № 2 перехода на профессиональные стандарты: рекомендации работодателям

Сертификат ВСФ НИИ труда
Мы не раз писали о проблеме перехода на профстандарты тех организаций, штатные расписания которых основаны на квалификационных справочниках (ЕТКС/ЕКС).

На специализированных информационных ресурсах Минтруда России и ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (включая «программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты») можно ознакомиться с ответами экспертов на типичные вопросы по применению профстандартов, однако проблема нестыковок разрядов, категорий и прочих элементов ЕТКС/ЕКС с профстандартами до сих пор не освещена даже на экспертном уровне.

Между тем, эти квалификационные справочники (ЕТКС/ЕКС) не только лежат в основе наименований штатных единиц у сотен тысяч российских предприятий, но составляют каркас системы оплаты труда миллионов работников!

Три года назад Минтруд России разработал проект приказа об утверждении методических рекомендаций по применению профессиональных стандартов, однако по неизвестным (для широкой аудитории) причинам он до сих пор не принят. Разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов вправе давать только федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Эту норму, изложенную в ч. 3 ст. 195.3 Трудового кодекса, Минтруд России как раз и планировал выполнить в форме упомянутого приказа, проект которого был анонсирован ещё в 2014 г.

После вступления в силу с 1 июля 2016 г. норм, обязывающих применять профессиональные стандарты, Минтруд России по многочисленным запросам давал те или иные разъяснения на уровне заместителя министра и руководителей профильного департамента, однако, необходимо отметить, что:

официальным разъяснением или позицией Минтруда России может быть только документ, подписанный министром. Письма Минтруда России за подписью заместителей министра, директоров департаментов и, тем более, заместителей директоров департаментов являются лишь экспертным мнением специалистов Минтруда России на дату подписания письма.

» Читать далее

Нормирование труда в управлении персоналом (оптимизация штата)

Публикация к семинару по теме: «Трудовое законодательство: что следует знать руководителю; оценка и оптимизация штата; как сохранить лучшие кадры в кризис» (Иркутск-Улан-Удэ, 4 авг. 2017 г.)

Оценка и оптимизация штата

Система управления персоналом (HR) необходима работодателю для получения экономического эффекта на основе максимально возможного использования профессиональных и личностных характеристик работников. В условиях либерально-рыночной экономики, когда во главу угла ставится прибыль любой ценой и только прибыль является главным мерилом эффективности предприятия, вопросы оптимизации штата и оптимизации расходов на персонал всегда актуальны на любых этапах развития и деградации капиталистических предприятий.

Для решения задач по оптимизации штата необходимы оценка персонала и соответствующие оценочные процедуры (чтобы «не выплеснуть с водой ребёнка»). В целом, оценка персонала – это система, позволяющая измерить результаты работ и уровень компетентности работников, а также их потенциал в контексте развития предприятия. Оценка выявляет слабые и сильные профессиональные качества работника и является основой для принятия работодателем решений о вознаграждении, продвижении, увольнении работников. Основной вопрос любой оценки – установление показателей/критериев, позволяющих определить соответствие работников требованиям работодателя.

» Читать далее

СУОТ вокруг тебя и глобальный мир вокруг МОТ

Тезисы доклада (и слайды презентации) «Управление документами СУОТ в соответствии с требованиями Типового положения и в контексте глобальной оптимизации сбора и использования данных по охране труда» (г. Омск, Форум 28 апреля 2017 г.)

В прошлом году Минтруд России выпустил долгожданное Типовое положение о СУОТ и, казалось бы, наше мероприятие – хороший повод обсудить этот эпохальный документ, но, не в целом и общем, «обо всём и ни о чём», как это часто бывает, а более предметно, учитывая профессиональный состав участников мероприятия и сжатый 25-минутный формат выступления. /см. слайд №2/

Все вы, без сомнения, знаете этот документ, многие участвовали в его обсуждении ещё на стадии подготовки, документ написан достаточно просто и понятно, а значит говорить о нём «в целом и в общем» в рамках краткого доклада, значит злоупотребить вашим вниманием и драгоценным временем. Поэтому, при выборе темы своего доклада я руководствовался двумя соображениями: высветить какой-то отдельный аспект Типового положения о СУОТ и рассмотреть его в контексте предложенной МОТ темы Всемирного дня охраны труда. Этим и объясняется столь сложная формулировка темы доклада. /см. слайды №3-5/

Глобальная повестка Дня охраны труда – «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда». Из всех разделов Типового положения о СУОТ, пожалуй последний – 10-й «Управление документами» — наиболее подходит теме, предложенной МОТ. Поэтому давайте попробуем убить обоих зайцев одной короткой пулей: поговорим о наших насущных проблемах максимально приземлённо, как того требует Минтруд России, но в глобальном контексте, как это предложила МОТ.

Итак, что такое «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда» и почему такая тема именно в этом году? МОТ отвечает на этот вопрос интересным тезисом: «Это позволит получить более надёжные показатели эффективности систем охраны труда и определить, какие проблемы в первую очередь требуют выделения ресурсов, объём которых ограничен». /см. слайд №6/

» Читать далее

Охрана труда на крупном предприятии

Мы часто говорим о плачевном положении дел с охраной труда на малых и средних предприятиях, которые в отличие от крупных лишены «исторической памяти» советских производств, когда «техника безопасности» была чуть ли не культом инженеров, мастеров, технических инспекторов. Между тем, давайте признаемся, что на самом деле представляет собой нынешняя система сохранения жизни и здоровья работников на крупных производствах, вертикально интегрированных холдингах, промышленных объединениях, корпорациях и т.п.

ohsas-18001-flag_1

Все они, как правило, сертифицированы по модным системам ISO и OHSAS, без этого невозможно выйти на международные рынки, без этого нельзя обрести серьёзных зарубежных клиентов и поставщиков.

Заветные символы ISO и OHSAS на фирменном бланке предприятия дают серьёзные конкурентные преимущества, поскольку являются сигналом для потенциальных партнёров о системе менеджмента, о том, что все процессы управляются на предприятии по понятным схемам и строгим принципам, а не как попало. Так ли это на самом деле?

» Читать далее

Новые системы оплаты труда, «эффективный контракт» и «дорожные карты» в бюджетных учреждениях

HR — ЭйчАр — кадровый менеджмент или управление персоналом. Вот, собственно, что планировал внедрить Минтруд России еще прежнего состава в бюджетные организации, когда реформа только начиналась. Десять лет назад начали вводить новые системы оплаты труда (НСОТ)…
Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России) специально для методических семинаров «Трудовое законодательство и кадровое делопроизводство», «Внедрение эффективного контракта в бюджетном учреждении».

круглый-стол_НСОТ-БГУ-2015
В апреле 1998 г. меня — тогда ещё молодого специалиста аналитического отдела Управления мониторинга и координации научных исследований Минтруда России — назначили начальником аналитического отдела (Отдела политики доходов населения) Департамента оплаты труда, потребительских бюджетов и социального страхования. Первый заместитель Министра труда Валерий Андреевич Январёв дал поручение подготовить доклад в Правительство РФ с концепцией оплаты труда в Российской Федерации.

» Читать далее

Пятый элемент системы управления охраной труда

Широко распространенное в мире Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) – стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России межгосударственных и национальных стандартов. Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Самое распространённое в мире и у нас в стране заблуждение – это когда ответственность за управление охраной труда возлагается на службу охраны труда или того хуже – на одного специалиста по охране труда. Разве может быть устойчивой система, которая опирается лишь на один элемент?

suot-28

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007, системы управления охраной труда состоят из пяти основных элементов: (1) политика, (2) организация, (3) планирование и применение, (4) оценка и (5) действия по совершенствованию.

Обратим внимание на пятый элемент. Почему? Потому, что он – апофеоз системы управления охраной труда. Известный афоризм гласит: «Умный всегда найдёт выход из любой трудной ситуации, в которую мудрый никогда не попадёт». Современные системы управления, не важно в какой области они применяются, строятся на том, чтобы заранее предвидеть развитие событий и своевременно корректировать действия сотрудников организации с тем, чтобы предотвратить попадание в неприятные ситуации с нежелательными последствиями.

» Читать далее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

Статья о пилотном проекте, реализованном Институтом труда в 2009-1015 гг., опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Байкал. Иркутская обл. (фото автора)

Байкал, Иркутская обл. (фото автора)

В какой степени действует постановление Госкомтруда СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 г., чем руководствоваться при установлении гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, учитывая изменения в законодательстве? Что делать подведомственным бюджетным организациям, если бюджетораспорядитель не выделяет деньги на проведение СОУТ, можно ли избежать штрафов в 2015 году из-за отсутствия бюджетных средств на СОУТ? Как быть с естественным освещением, оценка которого не предусмотрена Методикой проведения СОУТ? Как теперь оценивать травмоопасность рабочего места?

Это лишь малая часть вопросов по специальной оценке условий труда, заданных участниками семинара-совещания руководителям Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., организованного Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России для региональных органов по труду, государственных инспекций труда, аттестующих организаций и предприятий Сибирского федерального округа.

» Читать далее

1 2