Архивы рубрики: Стратегическое планирование

СУОТ вокруг тебя и глобальный мир вокруг МОТ

Тезисы доклада (и слайды презентации) «Управление документами СУОТ в соответствии с требованиями Типового положения и в контексте глобальной оптимизации сбора и использования данных по охране труда» (г. Омск, Форум 28 апреля 2017 г.)

В прошлом году Минтруд России выпустил долгожданное Типовое положение о СУОТ и, казалось бы, наше мероприятие – хороший повод обсудить этот эпохальный документ, но, не в целом и общем, «обо всём и ни о чём», как это часто бывает, а более предметно, учитывая профессиональный состав участников мероприятия и сжатый 25-минутный формат выступления. /см. слайд №2/

Все вы, без сомнения, знаете этот документ, многие участвовали в его обсуждении ещё на стадии подготовки, документ написан достаточно просто и понятно, а значит говорить о нём «в целом и в общем» в рамках краткого доклада, значит злоупотребить вашим вниманием и драгоценным временем. Поэтому, при выборе темы своего доклада я руководствовался двумя соображениями: высветить какой-то отдельный аспект Типового положения о СУОТ и рассмотреть его в контексте предложенной МОТ темы Всемирного дня охраны труда. Этим и объясняется столь сложная формулировка темы доклада. /см. слайды №3-5/

Глобальная повестка Дня охраны труда – «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда». Из всех разделов Типового положения о СУОТ, пожалуй последний – 10-й «Управление документами» — наиболее подходит теме, предложенной МОТ. Поэтому давайте попробуем убить обоих зайцев одной короткой пулей: поговорим о наших насущных проблемах максимально приземлённо, как того требует Минтруд России, но в глобальном контексте, как это предложила МОТ.

Итак, что такое «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда» и почему такая тема именно в этом году? МОТ отвечает на этот вопрос интересным тезисом: «Это позволит получить более надёжные показатели эффективности систем охраны труда и определить, какие проблемы в первую очередь требуют выделения ресурсов, объём которых ограничен». /см. слайд №6/

» Читать далее

Охрана труда на крупном предприятии

Мы часто говорим о плачевном положении дел с охраной труда на малых и средних предприятиях, которые в отличие от крупных лишены «исторической памяти» советских производств, когда «техника безопасности» была чуть ли не культом инженеров, мастеров, технических инспекторов. Между тем, давайте признаемся, что на самом деле представляет собой нынешняя система сохранения жизни и здоровья работников на крупных производствах, вертикально интегрированных холдингах, промышленных объединениях, корпорациях и т.п.

ohsas-18001-flag_1

Все они, как правило, сертифицированы по модным системам ISO и OHSAS, без этого невозможно выйти на международные рынки, без этого нельзя обрести серьёзных зарубежных клиентов и поставщиков.

Заветные символы ISO и OHSAS на фирменном бланке предприятия дают серьёзные конкурентные преимущества, поскольку являются сигналом для потенциальных партнёров о системе менеджмента, о том, что все процессы управляются на предприятии по понятным схемам и строгим принципам, а не как попало. Так ли это на самом деле?

» Читать далее

Новые системы оплаты труда, «эффективный контракт» и «дорожные карты» в бюджетных учреждениях

HR — ЭйчАр — кадровый менеджмент или управление персоналом. Вот, собственно, что планировал внедрить Минтруд России еще прежнего состава в бюджетные организации, когда реформа только начиналась. Десять лет назад начали вводить новые системы оплаты труда (НСОТ)…
Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России) специально для методических семинаров «Трудовое законодательство и кадровое делопроизводство», «Внедрение эффективного контракта в бюджетном учреждении».

круглый-стол_НСОТ-БГУ-2015
В апреле 1998 г. меня — тогда ещё молодого специалиста аналитического отдела Управления мониторинга и координации научных исследований Минтруда России — назначили начальником аналитического отдела (Отдела политики доходов населения) Департамента оплаты труда, потребительских бюджетов и социального страхования. Первый заместитель Министра труда Валерий Андреевич Январёв дал поручение подготовить доклад в Правительство РФ с концепцией оплаты труда в Российской Федерации.

» Читать далее

Пятый элемент системы управления охраной труда

Широко распространенное в мире Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) – стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России межгосударственных и национальных стандартов. Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Самое распространённое в мире и у нас в стране заблуждение – это когда ответственность за управление охраной труда возлагается на службу охраны труда или того хуже – на одного специалиста по охране труда. Разве может быть устойчивой система, которая опирается лишь на один элемент?

suot-28

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007, системы управления охраной труда состоят из пяти основных элементов: (1) политика, (2) организация, (3) планирование и применение, (4) оценка и (5) действия по совершенствованию.

Обратим внимание на пятый элемент. Почему? Потому, что он – апофеоз системы управления охраной труда. Известный афоризм гласит: «Умный всегда найдёт выход из любой трудной ситуации, в которую мудрый никогда не попадёт». Современные системы управления, не важно в какой области они применяются, строятся на том, чтобы заранее предвидеть развитие событий и своевременно корректировать действия сотрудников организации с тем, чтобы предотвратить попадание в неприятные ситуации с нежелательными последствиями.

» Читать далее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

Статья о пилотном проекте, реализованном Институтом труда в 2009-1015 гг., опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Байкал. Иркутская обл. (фото автора)

Байкал, Иркутская обл. (фото автора)

В какой степени действует постановление Госкомтруда СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 г., чем руководствоваться при установлении гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, учитывая изменения в законодательстве? Что делать подведомственным бюджетным организациям, если бюджетораспорядитель не выделяет деньги на проведение СОУТ, можно ли избежать штрафов в 2015 году из-за отсутствия бюджетных средств на СОУТ? Как быть с естественным освещением, оценка которого не предусмотрена Методикой проведения СОУТ? Как теперь оценивать травмоопасность рабочего места?

Это лишь малая часть вопросов по специальной оценке условий труда, заданных участниками семинара-совещания руководителям Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., организованного Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России для региональных органов по труду, государственных инспекций труда, аттестующих организаций и предприятий Сибирского федерального округа.

» Читать далее

Основы стратегического менеджмента (SPM-2)

© Марат Байгереев. 

Продолжение статьи, которая была написана в 2006 г. после стажировки по программе  Администрации Президента РФ «Административная реформа II» — «Стратегическое планирование в организации (государственном органе)» в Бизнес-школе университета Дюрам (Великобритания) и Маастрихтской школе менеджмента (Нидерланды).
Впервые публикация состоялась в 2007 году в журнале «Человек и труд» (№6/2007).

Вашему вниманию предлагается полная авторская версия, дополненная известными событиями.

 

IMG_1409

Миссия и стратегия: реализация идеального или беспомощность нереальных идей?

«О миссиях корпораций (организаций)[1] зачастую едва ли можно сказать что-то более определённое, чем набор абстрактных банальностей, используемых ими на первых страницах годовых отчетов. Для многих определение миссии сводится к списку возвышенных принципов, представляющих ценность разве что с позиции PR и от того малополезных для реальных бизнес-процессов[2] и  формирования корпоративной стратегии».

Так, например, начинается раздел, посвящённый корпоративным миссиям, упомянутого учебника по стратегии[3]. Его авторы для объяснения значения термина «миссия» советуют обратиться к этимологическим корням. Это слово происходит от латинского «mittere», означающего «посылать». Миссия – это задание, долг или предназначение, «посылаемые кому-либо и задающие направление его пути», т.е. – это основной мотив или двигатель, приводящий в движение «кого-то в заданном направлении». Соответственно, корпоративная миссия задает направление развития корпорации и состоит из фундаментальных принципов, которые мобилизуют и приводят в движение в конкретном направлении. Обратите внимание, что именно миссия формирует цель и прокладывает «дорогу» (см. начало первой части данной статьи), т.е. будучи первичной, лежит в основе коммуникаций.

» Читать далее

Основы стратегического менеджмента (SPM-1)

© Марат Байгереев. 

Статья была написана в 2006 г. после стажировки по программе  Администрации Президента РФ «Административная реформа II» — «Стратегическое планирование в организации (государственном органе)» в Бизнес-школе университета Дюрам (Великобритания) и Маастрихтской школе менеджмента (Нидерланды).
Впервые публикация состоялась в журнале «Человек и труд» №2/2007. Вашему вниманию предлагается полная авторская версия, дополненная известными событиями.

IMG_14101

Центурион — ключевой элемент стратегии, цементирующий римские легионы (фото автора)

1. «Дураки и дороги»

Если хорошо подумать, то эти две национальные беды суть одна – отсутствие стратегии. Недаром классики мучались извечным вопросом[1] в попытке сформулировать национальную идею. И амбициозная идея «третьего Рима», например, вполне вписывалась в логику стратегического менеджмента, если рассматривать её через призму взаимодействия или противостояния крупных организационных систем. На первый взгляд очевидный и известный всем ответ на вопрос «куда ведут дороги?» становится не столь очевидным, если задаться вопросом целеполагания. И если, например, в малых организациях все и всё как на ладони, то как управлять большими организациями, когда каждый элемент системы преследует собственную цель (об истинном смысле афоризма «разделяй и властвуй» речь пойдёт в заключительной части статьи)? Признак ума – это способность достигать собственную цель опосредованно, т.е. в неочевидных ситуациях. Согласитесь, когда ваша цель на расстоянии «вытянутой руки» достижение ее не требует интеллектуальных усилий. А если ваша цель за горизонтом и путь к ней неочевиден? Искусство целеполагания – это умение прокладывать правильный маршрут из точки «а» (ваше исходное состояние) в точку «б» (ваша цель). В чем правильность? В системе координат. В правильной системе координат организация не блуждает, а движется в требуемом направлении. Весь вопрос в том, куда ведут пути-дороги?

На самом деле, «все дороги ведут» не в Рим, а наоборот незримо из Рима, поскольку строились для того, чтобы управляющий сигнал (команды, поручения, указы, законы и т.д.) быстро и без помех достигал цели и потом также без помех возвращался в метрополию, т.е. к своему хозяину в виде обратной связи (для чего триумфальные арки строили? — подумайте об этом на досуге). Поручения, приказы и команды, которые не возвращаются с отметкой об исполнении — это «легионы посланные в никуда» — такое тоже бывало в древней истории, такое мы видим сплошь и рядом и сегодня…

» Читать далее

Пути и механизмы борьбы с бедностью в России

Фрагмент диссертации Марата Байгереева на соискание учёной степени кандидата экономических наук «Проблема бедности в Российской Федерации: механизмы и пути решения на федеральном уровне» (Специальность: 08.00.07 — Экономика труда). Диссертация была написана в 1998-2003 гг. в период работы автора в Минтруде России на должности начальника отдела политики доходов населения.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)[1] направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Собственно, тезис о повышении уровня жизни через «рост экономики», разумеется, не является новацией очередной правительственной стратегии, поскольку давно довольно бесполезно кочует из программы в программу. Но обратим внимание на то, что средством достижения целей новой Программы является не абстрактный рост как таковой, а «формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста»[2].

Главный перелом, наблюдаемый в парадигме государственного регулирования экономики и вселяющий определённый оптимизм – это, на наш взгляд, радикальный поворот относительно позиционирования феномена бедности в контексте всей экономики в целом, а не только в её неопределенной, искусственно изолированной, а от того концептуально и практически бесполезной «социальной» части. Вопросы занятости, доходов и уровня жизни перестают быть традиционной сферой абстрактной «социальной политики и социальной защиты» как неизбежного расходного «балласта» национальной экономики. Бедность постепенно воспринимается как фактор, ограничивающий экономический рост. И это становится совершенно очевидно, если рассматривать феномен бедности через призму экономики труда, что было сделано в предыдущей главе.

» Читать далее

Стратегическое планирование (2 часть)

Начало см. в архиве за январь 2009 г.

Финансовый кризис, начавшийся в США и быстро охвативший другие страны, всё сильнее влияет на мировую экономику. Неизбежные в связи с этим спад и замедление темпов её роста усиливают интерес к стратегическим вопросам, ибо от выбора способа выхода из кризиса прямо зависят перспективы той или иной страны, отрасли, предприятия.

Надеемся, что продолжение публикации фрагментов аналитических материалов, подготовленных по заказу Национальной ассоциации губернаторов Америки (в авторском переводе), поможет читателям понять суть глубинных процессов, происходящих в современной экономике и, быть может, соотнести подходы, применяемые США в новых реалиях, с теми, которые содержатся, например, в Концепции-2020, анализ которой (как и всех остальных правительственных документов по стратегическому планированию) мы вряд ли когда-нибудь увидим.[1]

С оригиналами этих документов [2] до недавнего времени можно было ознакомиться на сайте NGA: http://www.nga.org

Марат Байгереев
Редактор профессионального перевода


» Читать далее

Стратегическое планирование (3 часть)

Экономика США во всём мире и в массовом сознании обывателя ассоциируется с хищным монстром – эдакий гигантский спрут, опутавший весь мир и высасывающий из него ресурсы. Во многом это так, мировой финансовый центр со штабквартирами вездесущих американских корпораций и военными базами по всему миру не может быть иным, но следует помнить, что своим процветанием эта страна обязана не нынешним «статус кво», а упорным трудом многих поколений умных лидеров, и Нью-Йорк с Вашингтоном  – это далеко не вся Америка. Как думают лидеры регионов (штатов) этой великой (вряд ли кто-то станет с этим спорить!) страны и какие строят планы? Об этом – в одном из стратегических документов Ассоциации губернаторов США, посвящённом развитию кластерных стратегий регионов страны.

» Читать далее

1 2 3