Архивы рубрики: СУОТ и управление рисками

СУОТ вокруг тебя и глобальный мир вокруг МОТ

Тезисы доклада (и слайды презентации) «Управление документами СУОТ в соответствии с требованиями Типового положения и в контексте глобальной оптимизации сбора и использования данных по охране труда» (г. Омск, Форум 28 апреля 2017 г.)

В прошлом году Минтруд России выпустил долгожданное Типовое положение о СУОТ и, казалось бы, наше мероприятие – хороший повод обсудить этот эпохальный документ, но, не в целом и общем, «обо всём и ни о чём», как это часто бывает, а более предметно, учитывая профессиональный состав участников мероприятия и сжатый 25-минутный формат выступления. /см. слайд №2/

Все вы, без сомнения, знаете этот документ, многие участвовали в его обсуждении ещё на стадии подготовки, документ написан достаточно просто и понятно, а значит говорить о нём «в целом и в общем» в рамках краткого доклада, значит злоупотребить вашим вниманием и драгоценным временем. Поэтому, при выборе темы своего доклада я руководствовался двумя соображениями: высветить какой-то отдельный аспект Типового положения о СУОТ и рассмотреть его в контексте предложенной МОТ темы Всемирного дня охраны труда. Этим и объясняется столь сложная формулировка темы доклада. /см. слайды №3-5/

Глобальная повестка Дня охраны труда – «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда». Из всех разделов Типового положения о СУОТ, пожалуй последний – 10-й «Управление документами» — наиболее подходит теме, предложенной МОТ. Поэтому давайте попробуем убить обоих зайцев одной короткой пулей: поговорим о наших насущных проблемах максимально приземлённо, как того требует Минтруд России, но в глобальном контексте, как это предложила МОТ.

Итак, что такое «Оптимизация сбора и использования данных по охране труда» и почему такая тема именно в этом году? МОТ отвечает на этот вопрос интересным тезисом: «Это позволит получить более надёжные показатели эффективности систем охраны труда и определить, какие проблемы в первую очередь требуют выделения ресурсов, объём которых ограничен». /см. слайд №6/

» Читать далее

Политика в области охраны труда

Согласно Типовому положению о СУОТ (см. п. 9 Приказа Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»), политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Особое внимание обратите на п. 13 Типового положения: «Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя». Как это сделать? Очень просто! Обратимся к ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»…

» Читать далее

СОУТ, СУОТ и лёд Байкала… (+ юбилейный выпуск журнала «Охрана труда»)

Морозы в Сибири начинаются рано: в октябре-ноябре здесь уже полноценная зима. Однако Байкал начинает замерзать ближе к февралю, мегатонная мощь священного моря закрывается толщей волшебного льда не раньше второй половины календарной зимы. И оттаивает он также долго: последние ледышки на его волнах можно наблюдать до конца апреля-начала мая. Прогреваются воды Байкала лишь в конце лета на отмелях у песчаных пляжей.

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) в 2004 г. в Трудовой кодекс были внесены поправки, обязывающие работодателей наладить систему управления охраной труда (СУОТ), однако эта спящая норма проснулась лишь после государственной регистрации Минюстом России долгожданного Приказа Минтруда №438 от 19.08.16 в октябре этого года.

Типовое положение о системе управления охраной труда разрабатывалось при экспертном участии нашего Института ещё в далёком 2010 г., когда готовились поправки в Трудовой кодекс, определяющие понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».  Этот документ не раз обсуждался в экспертном сообществе и в Российской трёхсторонней комиссии, был в достаточно высокой степени готовности несколько лет назад, но утверждён лишь в этом году.

» Читать далее

Хотите создать СУОТ — научитесь управлять рисками

Приказ Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» прошёл госрегистрацию в Минюсте, а значит стал нормативно-правовым актом, обеспечивающим правоприменение формально действующей с 1 января 2014 г. нормы в статье 212 Трудового кодекса – «работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда».

Тот же Трудовой кодекс определил, что система управления охраной труда (СУОТ) состоит из элементов управления профессиональными рисками (см. определение “управление профессиональными рисками” в ст. 209 ТК), а Типовое положение о СУОТ обязывает работодателя организовать процедуру управления профессиональными рисками (п. 33) и составить перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровья работников (п.34) на основе внушительного списка, указанного в п. 35 упомянутого Типового положения, в котором есть даже «опасность насилия от враждебно настроенных работников».

img_4066

Курс ВСФ «ВНИИ труда» по управлению рисками в ОАО «Полиметалл» (Охотск)

Как выбрать правильные методы оценки уровня профессиональных рисков (п. 37) и как научить работников их использовать и управлять рисками в повседневной работе.

» Читать далее

Система управления охраной труда (суот) – это «уже всё» или «почти всё», что теперь требуется от работодателя

Минюст России зарегистрировал Приказ Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Без этого подзаконного нормативно-правового акта применение формально действующей с 1 января 2014 г. нормы в статье 212 Трудового кодекса – «работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда» – вызывало вопросы, учитывая определение понятия СУОТ в ст. 209, предусматривающего утверждение Типового положения.

Цель указанного документа – оказание содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), разработки положения о СУОТ. Отныне, учитывая императивность упомянутой нормы статьи 212 ТК РФ, наличие у каждого работодателя локального нормативного акта, утверждающего своё собственное положение о системе управления охраной труда, обязательно. В противном случае государственная инспекция труда может привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение «ещё одного» государственного нормативного требования охраны труда.

«Ну вот, ещё один нормативный акт, ещё дна «обязаловка» и дополнительные требования, как будто и без этого хлопот было мало в области охраны труда» — подумают многие работодатели (точнее – их представители), узнав об этом. Не стоит расстраиваться: никаких дополнительных требований и хлопот ни указанная норма, ни, тем более, рассматриваемый Приказ Минтруда России не создают.

%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b8%d0%bf-%d0%b2%d0%bd%d0%b8%d0%b8

» Читать далее

СУОТ ( ANSI Z10) и охрана труда в США

Минтруд России наконец-то выпустил Типовое положение о системе управления охраной труда, который проходит затянувшуюся процедуру госрегистрации в Минюсте. В ближайшее время (так обещают!), как только этот документ будет опубликован, мы напишем первый комментарий к нему…

В этой связи, наверное, будет интересен опыт наших американских коллег, учитывая, что все мировые стандарты управления строятся на одних и тех же принципах: «планируй, делай, контролируй, совершенствуй». Восточно-Сибирский филиал ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России провёл 7 августа 2013 г. в г. Иркутске семинар «Изменения законодательства по охране труда и международные стандарты управления охраной труда». 

Особое внимание на семинаре было уделено Американскому национальному стандарту по системам управления охраной труда ANSI Z10. В 2012 г. вышла новая версия указанного стандарта, что делает его одним из самых современным стандартом управления на сегодняшний день. Показательно, что первая зарубежная презентация этой версии прошла именно в Иркутске!

» Читать далее

Не путайте оценку рисков и специальную оценку (СУОТ и СОУТ)

С 2014 г. в Трудовом кодексе действует новая редакция понятия «управление профессиональными рисками» (ст. 209) и неспроста. Отныне управление рисками — это часть СУОТ. Зачастую оценку профессиональных рисков путают со специальной оценкой условий труда (СОУТ), а управление ими — с выполнением плана мероприятий по улучшению условий труда и проведением инструктажей по охране труда. Отчасти это так, но на этом внешнее сходство этих двух принципиально разных процедур заканчивается.

1455607518_img_3653.jpg

Семинар по оценке и управлению рисками в ВСФ НИИ ТСС Минтруда России

Специальная оценка условий труда (СОУТ) как и ранее действовавшая аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) – это своего рода “внешнее управление” со стороны государства – обязаловка для работодателя оценить профессиональные риски (т.е. провести силами внешних экспертов идентификацию вредных производственных факторов и/или их измерения на предмет отклонений от гигиенических норм) и управлять ими (т.е. в обязательном Порядке составить и выполнить план/перечень мероприятий по улучшению условий труда). Поскольку это сугубо внешняя (и во многом – чуждая) для работодателя процедура формализована законодательством и, по сути, является формальным требованием Закона (Трудового кодекса и Федерального закона № 426-ФЗ), то и выполняется она чисто формально, главным образом под прессом санкций за несоблюдение законодательства. Реальное положение дел с охраной труда зависит исключительно от уровня “эволюционного развития управленческого интеллекта” работодателя.

» Читать далее

Как научить управлять рисками? Практика реализации учебных программ по оценке и управлению профессиональными рисками

Ещё в 2011 году в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки определяющие понятия «Профессиональный риск» и «Управление профессиональными рисками».

 

А еще ранее — в далёком 2008 г. был разработан модуль для обучения тому как управлять рисками. Об этом — данная статья, которая впервые была опубликована в журнале «Человек и труд» в № 3/2010. С тех пор статья не только не потеряла свою актуальность, но в свете внедрения профессионального стандарта Минтруда России «Специалист в области охраны труда» стала ещё более востребованной…

main-tutor

Первый семинар по управлению профессиональными рисками, проведённый при поддержке МОТ восточнее Москвы (15 декабря 2009 г. Иркутск, фото автора)

Достойный труд — безопасный труд

Международная организация труда уделяет первостепенное внимание вопросам создания достойных условий труда для всех работников. Хорошая зарплата, соблюдение прав и свобод работников, отсутствие гендерной дискриминации — это еще не все. Прежде всего, труд не должен наносить ущерб здоровью человека. Именно поэтому МОТ считает, что ”достойный труд — безопасный труд”. Реализация этого принципа особенно важна сегодня, когда мировая экономика переживает кризис. Однако он не может являться оправданием сокращения вложений в улучшение условий труда, соответствующее обучение персонала.

По оценкам МОТ, в мире примерно каждые 15 секунд по причинам, связанным с производством, из жизни уходит один человек; в год — 2,3 млн. человек. 4% мирового ВВП расходуется на выплаты компенсаций, пособий, страховые выплаты, ликвидацию последствий.

» Читать далее

Когда нормативно-правовой акт «вступает в силу»? Неизвестность…

Для реализации тех или иных норм Трудового кодекса и федеральных законов необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов. Подготовкой этих актов занимаются федеральные органы исполнительной власти в соответствии с поручениями Правительства РФ и планами работ на соответствующие полугодие/год. Так, например, Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит восемнадцать ссылок в адрес Правительства РФ или «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». По разным причинам, разработка, принятие, госрегистрация и «вступление в силу» некоторых ключевых подзаконных актов затягивается, что делает невозможной реализацию законодательных норм. Почему это происходит и что делать?

неизвестность

Неизвестность: при -30 Ангару уже не видно… (фото автора)

Все помнят ситуацию с реализацией Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», когда в связи со вступлением его в силу с 1 января 2014 года прежнюю аттестацию рабочих мест по условиям труда проводить было уже нельзя, а новую спецоценку (СОУТ) — ещё нельзя по причине отсутствия соответствующего подзаконного акта — методики проведения СОУТ. Минтруд довольно быстро — 24 января 2014 г. — утвердил Методику своим Приказом (№ 33н), но его государственная регистрация и «вступление в силу» затянулись на месяцы! Причём сначала в Минтруде обнадёживали всех, говорили, что госрегистрация Приказа № 33н займёт «всего пару недель», потом, что «ждите, вот-вот выйдет» и т.п., но Минюст, как известно, зарегистрировал Методику лишь 21 марта 2014 г. Всё это время Федеральный закон № 426-ФЗ не работал!

» Читать далее

Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):
» Читать далее

1 2