Архивы рубрики: KPI — эффективность труда

Основы стратегического менеджмента (SPM-1)

© Марат Байгереев. 

Статья была написана в 2006 г. после стажировки по программе  Администрации Президента РФ «Административная реформа II» — «Стратегическое планирование в организации (государственном органе)» в Бизнес-школе университета Дюрам (Великобритания) и Маастрихтской школе менеджмента (Нидерланды).
Впервые публикация состоялась в журнале «Человек и труд» №2/2007. Вашему вниманию предлагается полная авторская версия, дополненная известными событиями.

IMG_14101

Центурион — ключевой элемент стратегии, цементирующий римские легионы (фото автора)

1. «Дураки и дороги»

Если хорошо подумать, то эти две национальные беды суть одна – отсутствие стратегии. Недаром классики мучались извечным вопросом[1] в попытке сформулировать национальную идею. И амбициозная идея «третьего Рима», например, вполне вписывалась в логику стратегического менеджмента, если рассматривать её через призму взаимодействия или противостояния крупных организационных систем. На первый взгляд очевидный и известный всем ответ на вопрос «куда ведут дороги?» становится не столь очевидным, если задаться вопросом целеполагания. И если, например, в малых организациях все и всё как на ладони, то как управлять большими организациями, когда каждый элемент системы преследует собственную цель (об истинном смысле афоризма «разделяй и властвуй» речь пойдёт в заключительной части статьи)? Признак ума – это способность достигать собственную цель опосредованно, т.е. в неочевидных ситуациях. Согласитесь, когда ваша цель на расстоянии «вытянутой руки» достижение ее не требует интеллектуальных усилий. А если ваша цель за горизонтом и путь к ней неочевиден? Искусство целеполагания – это умение прокладывать правильный маршрут из точки «а» (ваше исходное состояние) в точку «б» (ваша цель). В чем правильность? В системе координат. В правильной системе координат организация не блуждает, а движется в требуемом направлении. Весь вопрос в том, куда ведут пути-дороги?

На самом деле, «все дороги ведут» не в Рим, а наоборот незримо из Рима, поскольку строились для того, чтобы управляющий сигнал (команды, поручения, указы, законы и т.д.) быстро и без помех достигал цели и потом также без помех возвращался в метрополию, т.е. к своему хозяину в виде обратной связи (для чего триумфальные арки строили? — подумайте об этом на досуге). Поручения, приказы и команды, которые не возвращаются с отметкой об исполнении — это «легионы посланные в никуда» — такое тоже бывало в древней истории, такое мы видим сплошь и рядом и сегодня…

» Читать далее

Пути и механизмы борьбы с бедностью в России

Фрагмент диссертации Марата Байгереева на соискание учёной степени кандидата экономических наук «Проблема бедности в Российской Федерации: механизмы и пути решения на федеральном уровне» (Специальность: 08.00.07 — Экономика труда). Диссертация была написана в 1998-2003 гг. в период работы автора в Минтруде России на должности начальника отдела политики доходов населения.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)[1] направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Собственно, тезис о повышении уровня жизни через «рост экономики», разумеется, не является новацией очередной правительственной стратегии, поскольку давно довольно бесполезно кочует из программы в программу. Но обратим внимание на то, что средством достижения целей новой Программы является не абстрактный рост как таковой, а «формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста»[2].

Главный перелом, наблюдаемый в парадигме государственного регулирования экономики и вселяющий определённый оптимизм – это, на наш взгляд, радикальный поворот относительно позиционирования феномена бедности в контексте всей экономики в целом, а не только в её неопределенной, искусственно изолированной, а от того концептуально и практически бесполезной «социальной» части. Вопросы занятости, доходов и уровня жизни перестают быть традиционной сферой абстрактной «социальной политики и социальной защиты» как неизбежного расходного «балласта» национальной экономики. Бедность постепенно воспринимается как фактор, ограничивающий экономический рост. И это становится совершенно очевидно, если рассматривать феномен бедности через призму экономики труда, что было сделано в предыдущей главе.

» Читать далее

Стратегическое планирование (3 часть)

Экономика США во всём мире и в массовом сознании обывателя ассоциируется с хищным монстром – эдакий гигантский спрут, опутавший весь мир и высасывающий из него ресурсы. Во многом это так, мировой финансовый центр со штабквартирами вездесущих американских корпораций и военными базами по всему миру не может быть иным, но следует помнить, что своим процветанием эта страна обязана не нынешним «статус кво», а упорным трудом многих поколений умных лидеров, и Нью-Йорк с Вашингтоном  – это далеко не вся Америка. Как думают лидеры регионов (штатов) этой великой (вряд ли кто-то станет с этим спорить!) страны и какие строят планы? Об этом – в одном из стратегических документов Ассоциации губернаторов США, посвящённом развитию кластерных стратегий регионов страны.

» Читать далее

1 2 3