Архивы рубрики: СУОТ и управление рисками

Когда нормативно-правовой акт «вступает в силу»? Неизвестность…

Для реализации тех или иных норм Трудового кодекса и федеральных законов необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов. Подготовкой этих актов занимаются федеральные органы исполнительной власти в соответствии с поручениями Правительства РФ и планами работ на соответствующие полугодие/год. Так, например, Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит восемнадцать ссылок в адрес Правительства РФ или «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». По разным причинам, разработка, принятие, госрегистрация и «вступление в силу» некоторых ключевых подзаконных актов затягивается, что делает невозможной реализацию законодательных норм. Почему это происходит и что делать?

неизвестность

Неизвестность: при -30 Ангару уже не видно… (фото автора)

Все помнят ситуацию с реализацией Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», когда в связи со вступлением его в силу с 1 января 2014 года прежнюю аттестацию рабочих мест по условиям труда проводить было уже нельзя, а новую спецоценку (СОУТ) — ещё нельзя по причине отсутствия соответствующего подзаконного акта — методики проведения СОУТ. Минтруд довольно быстро — 24 января 2014 г. — утвердил Методику своим Приказом (№ 33н), но его государственная регистрация и «вступление в силу» затянулись на месяцы! Причём сначала в Минтруде обнадёживали всех, говорили, что госрегистрация Приказа № 33н займёт «всего пару недель», потом, что «ждите, вот-вот выйдет» и т.п., но Минюст, как известно, зарегистрировал Методику лишь 21 марта 2014 г. Всё это время Федеральный закон № 426-ФЗ не работал!

» Читать далее

Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):
» Читать далее

Комментарий к Типовому перечню ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н).

Летом 2014 года во всех федеральных новостных каналах был популярным репортаж о нововведении Минтруда России, позволяющем работодателям оплачивать занятия физкультурой и спортом своих работников – новость, которую весьма позитивно встретили многие посетители фитнес-клубов, поскольку именно картинки из спортзалов составляли в основном видеоряд тех репортажей. Некоторые каналы все же делали оговорку о том, что речь не идет о прямом финансировании расходов активных граждан на покупку абонементов в бассейны и спортзалы, что работодатели смогут лишь частично компенсировать эти затраты и т.д. и т.п., но в целом основная цель пиар-акции Минтруда России была достигнута – донести до масс информацию о политике государства в области пропаганды здорового образа жизни и активного занятия физкультурой и спортом, а также о законодательных изменениях, выражающих заботу государства о здоровье своих граждан и позволяющих работодателям разделить бремя расходов работников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.

Информационным поводом повышенного интереса СМИ к этой проблеме стал Приказ Минтруда России № 375н от 16 июня 2014 г., которым Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н) был дополнен пунктом следующего содержания:

» Читать далее

Россия и США: что общего в охране труда на наших предприятиях

В продолжение темы о состоянии охраны труда на крупных предприятиях признаемся, что мы не уникальны. Как не уникальны и в проблемах системы сохранения жизни и здоровья на малых и средних предприятиях.

Чем интересен американский опыт?  Хотя бы масштабами, сопоставимыми с нашими по количеству занятых на производстве (если не брать в расчет промышленный Китай). В США можно найти не мало таких же плачевных примеров как у нас, с теми же проблемами «крайних» в охране труда, но есть принципиальная разница в способе их решения.

sert_007-ansi

Сертификаты, подтверждающие обучение по международным СУОТ

» Читать далее

Охрана труда на крупном предприятии

Мы часто говорим о плачевном положении дел с охраной труда на малых и средних предприятиях, которые в отличие от крупных лишены «исторической памяти» советских производств, когда «техника безопасности» была чуть ли не культом инженеров, мастеров, технических инспекторов. Между тем, давайте признаемся, что на самом деле представляет собой нынешняя система сохранения жизни и здоровья работников на крупных производствах, вертикально интегрированных холдингах, промышленных объединениях, корпорациях и т.п.

ohsas-18001-flag_1

Все они, как правило, сертифицированы по модным системам ISO и OHSAS, без этого невозможно выйти на международные рынки, без этого нельзя обрести серьёзных зарубежных клиентов и поставщиков.

Заветные символы ISO и OHSAS на фирменном бланке предприятия дают серьёзные конкурентные преимущества, поскольку являются сигналом для потенциальных партнёров о системе менеджмента, о том, что все процессы управляются на предприятии по понятным схемам и строгим принципам, а не как попало. Так ли это на самом деле?

» Читать далее

Так ли уж устарел действующий Порядок обучения?

До сих пор обучение по охране труда проводится в соответствии с Порядком, утверждённым совместным постановлением Минтруда и Минобразования ещё в 2003 году. Его много раз критиковали, в 2012 г. на его замену был даже выпущен новый Порядок, хотя госрегистрацию он так и не прошёл. Но так ли уж плох действующий Порядок?

Библиотека Цельсия

Библиотека Цельсия (фото автора)

Наберите в поисковике Интернета:  «Библиотека Цельсия фото» — система выдаст вам изображения величественного здания римской эпохи — это визитная карточка древнего города Эфеса. Эфес был основан хеттами в те далекие стародавние времена, когда древнегреческая цивилизация ещё только зарождалась в колыбели Европы. Во время расцвета Древней Греции Эфес стал столицей Азии — одной из четырёх провинций империи Александра Македонского. Библиотека Цельсия — вторая по величине после Александрийской, была построена в Эфесе столетиями  позже — во времена могущества Древнего Рима — и уже тогда — две тысячи лет назад — в этой Библиотеке изучали историю древнего мира, т.е. Библиотека уже тогда была музеем, хранилищем знаний, накопленных за многие тысячелетия до её основания.

Этот небольшой исторический фрагмент поучителен с точки зрения государственного управления, а также генерации, концентрации знаний и способов их распространения. Знания генерируются в одном высоком месте («столица»), концентрируются и хранятся в другом («библиотеки»), и распространяются сперва «сверху вниз», т.е. вертикально, и только потом эти знания усваиваются по горизонтали через сеть обучающих организаций (школ, академий, гимназий и т.п.) по «периметру» цивилизации. Другого способа история ещё не придумала. До сих пор государственное управление в цивилизованных странах распространяется именно таким образом, а не «задом наперёд».

» Читать далее

Пятый элемент системы управления охраной труда

Широко распространенное в мире Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001) – стало основой для разработки во многих странах, в том числе и в России межгосударственных и национальных стандартов. Практические рекомендации, содержащиеся в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Самое распространённое в мире и у нас в стране заблуждение – это когда ответственность за управление охраной труда возлагается на службу охраны труда или того хуже – на одного специалиста по охране труда. Разве может быть устойчивой система, которая опирается лишь на один элемент?

suot-28

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007, системы управления охраной труда состоят из пяти основных элементов: (1) политика, (2) организация, (3) планирование и применение, (4) оценка и (5) действия по совершенствованию.

Обратим внимание на пятый элемент. Почему? Потому, что он – апофеоз системы управления охраной труда. Известный афоризм гласит: «Умный всегда найдёт выход из любой трудной ситуации, в которую мудрый никогда не попадёт». Современные системы управления, не важно в какой области они применяются, строятся на том, чтобы заранее предвидеть развитие событий и своевременно корректировать действия сотрудников организации с тем, чтобы предотвратить попадание в неприятные ситуации с нежелательными последствиями.

» Читать далее

Управление рисками: как повысить безопасность, если «новые» правила всё те же?

Жизнь меняется, меняются технологии, техрегулирование, а вслед за ними вводятся новые правила по охране труда. В прошлом году вступил в силу зарегистрированный в Минюсте Приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» взамен Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150). А до них было великое множество (и многие из них до сих пор действуют!) ПТИ, ПТБ и сотни других ведомственных и межведомственных актов, устанавливающих требования безопасности электротехнического персонала… Стала ли работа в электроэнергетике безопаснее? Каков реальный вклад того или иного из этих актов в охрану труда простого электрика?

EL17-не-включать-работа-на-линии

» Читать далее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

Статья о пилотном проекте, реализованном Институтом труда в 2009-1015 гг., опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Байкал. Иркутская обл. (фото автора)

Байкал, Иркутская обл. (фото автора)

В какой степени действует постановление Госкомтруда СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 г., чем руководствоваться при установлении гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, учитывая изменения в законодательстве? Что делать подведомственным бюджетным организациям, если бюджетораспорядитель не выделяет деньги на проведение СОУТ, можно ли избежать штрафов в 2015 году из-за отсутствия бюджетных средств на СОУТ? Как быть с естественным освещением, оценка которого не предусмотрена Методикой проведения СОУТ? Как теперь оценивать травмоопасность рабочего места?

Это лишь малая часть вопросов по специальной оценке условий труда, заданных участниками семинара-совещания руководителям Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., организованного Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России для региональных органов по труду, государственных инспекций труда, аттестующих организаций и предприятий Сибирского федерального округа.

» Читать далее

Как управлять профессиональными рисками и существует ли система управления охраной труда в регионах?

Вторая часть вопроса, вынесенного в заголовок данной статьи, – риторическая. На вопрос «Существует ли система управления охраной труда в регионах?» каждый региональный руководитель, не задумываясь, ответит утвердительно (имея в виду свою региональную программу по улучшению охраны труда, даже если она не работает). Особенно если этот вопрос задаст Председатель Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, по поручению которого была подготовлена федеральная Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы (утверждена Приказом Минздравсоцразвития России № 586 от 23.10.08).

profriskСогласно этой Программе создается система управления профессиональными рисками, в которую должны быть интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. Именно такая интеграция, наряду с соответствующей нормативно-правовой базой, и должна по замыслу авторов Программы лежать в основе создаваемой организационной инфраструктуры системы управления рисками. Понятно, что без адекватной инфраструктуры система работать не будет и цели, заявленные в Программе, останутся на бумаге. Любая попытка внедрения чего-то нового на уровне регионов и предприятий без соответствующей подготовки по созданию организационной инфраструктуры будет отторгнута как чуждое, инородное «тело».

» Читать далее

1 2 3 4 5