Архивы рубрики: пилотный проект НИИ труда

«Институт труда»: перспективы в Новом 2018 году

В 2017 г. было принято согласованное принципиальное решение о нецелесообразности дальнейшего функционирования Восточно-Сибирского филиала ФГБУ “ВНИИ труда” Минтруда России. Решение было обоюдным: после ликвидации “НИИ труда и социального страхования” и реорганизации “ВНИИ охраны и экономики труда” в 2016 г. Генеральный директор новообразованного на базе этих двух подведомственных Минтруду России институтов предложил директору Восточно-Сибирского филиала подумать о перспективах развития организации.

После недолгих раздумий выбор был сделан в пользу развития, полностью независимого от федерального центра, по следующим причинам.

» Читать далее

СОУТ, СУОТ и лёд Байкала… (+ юбилейный выпуск журнала «Охрана труда»)

Морозы в Сибири начинаются рано: в октябре-ноябре здесь уже полноценная зима. Однако Байкал начинает замерзать ближе к февралю, мегатонная мощь священного моря закрывается толщей волшебного льда не раньше второй половины календарной зимы. И оттаивает он также долго: последние ледышки на его волнах можно наблюдать до конца апреля-начала мая. Прогреваются воды Байкала лишь в конце лета на отмелях у песчаных пляжей.

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) в 2004 г. в Трудовой кодекс были внесены поправки, обязывающие работодателей наладить систему управления охраной труда (СУОТ), однако эта спящая норма проснулась лишь после государственной регистрации Минюстом России долгожданного Приказа Минтруда №438 от 19.08.16 в октябре этого года.

Типовое положение о системе управления охраной труда разрабатывалось при экспертном участии нашего Института ещё в далёком 2010 г., когда готовились поправки в Трудовой кодекс, определяющие понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».  Этот документ не раз обсуждался в экспертном сообществе и в Российской трёхсторонней комиссии, был в достаточно высокой степени готовности несколько лет назад, но утверждён лишь в этом году.

» Читать далее

Хотите создать СУОТ — научитесь управлять рисками

Приказ Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» прошёл госрегистрацию в Минюсте, а значит стал нормативно-правовым актом, обеспечивающим правоприменение формально действующей с 1 января 2014 г. нормы в статье 212 Трудового кодекса – «работодатель обязан обеспечить… создание и функционирование системы управления охраной труда».

Тот же Трудовой кодекс определил, что система управления охраной труда (СУОТ) состоит из элементов управления профессиональными рисками (см. определение “управление профессиональными рисками” в ст. 209 ТК), а Типовое положение о СУОТ обязывает работодателя организовать процедуру управления профессиональными рисками (п. 33) и составить перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровья работников (п.34) на основе внушительного списка, указанного в п. 35 упомянутого Типового положения, в котором есть даже «опасность насилия от враждебно настроенных работников».

img_4066

Курс ВСФ «ВНИИ труда» по управлению рисками в ОАО «Полиметалл» (Охотск)

Как выбрать правильные методы оценки уровня профессиональных рисков (п. 37) и как научить работников их использовать и управлять рисками в повседневной работе.

» Читать далее

СУОТ (ANSI Z10) и охрана труда в США

Минтруд России наконец-то выпустил Типовое положение о системе управления охраной труда, который проходит затянувшуюся процедуру госрегистрации в Минюсте. В ближайшее время (так обещают!), как только этот документ будет опубликован, мы напишем первый комментарий к нему…

В этой связи, наверное, будет интересен опыт наших американских коллег, учитывая, что все мировые стандарты управления строятся на одних и тех же принципах: «планируй, делай, контролируй, совершенствуй». Восточно-Сибирский филиал ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России провёл 7 августа 2013 г. в г. Иркутске семинар «Изменения законодательства по охране труда и международные стандарты управления охраной труда». 

Особое внимание на семинаре было уделено Американскому национальному стандарту по системам управления охраной труда ANSI Z10. В 2012 г. вышла новая версия указанного стандарта, что делает его одним из самых современным стандартом управления на сегодняшний день. Показательно, что первая зарубежная презентация этой версии прошла именно в Иркутске!

» Читать далее

Как научить управлять рисками? Практика реализации учебных программ по оценке и управлению профессиональными рисками

Ещё в 2011 году в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки определяющие понятия «Профессиональный риск» и «Управление профессиональными рисками».

 

А еще ранее — в далёком 2008 г. был разработан модуль для обучения тому как управлять рисками. Об этом — данная статья, которая впервые была опубликована в журнале «Человек и труд» в № 3/2010. С тех пор статья не только не потеряла свою актуальность, но в свете внедрения профессионального стандарта Минтруда России «Специалист в области охраны труда» стала ещё более востребованной…

main-tutor

Первый семинар по управлению профессиональными рисками, проведённый при поддержке МОТ восточнее Москвы (15 декабря 2009 г. Иркутск, фото автора)

Достойный труд — безопасный труд

Международная организация труда уделяет первостепенное внимание вопросам создания достойных условий труда для всех работников. Хорошая зарплата, соблюдение прав и свобод работников, отсутствие гендерной дискриминации — это еще не все. Прежде всего, труд не должен наносить ущерб здоровью человека. Именно поэтому МОТ считает, что ”достойный труд — безопасный труд”. Реализация этого принципа особенно важна сегодня, когда мировая экономика переживает кризис. Однако он не может являться оправданием сокращения вложений в улучшение условий труда, соответствующее обучение персонала.

По оценкам МОТ, в мире примерно каждые 15 секунд по причинам, связанным с производством, из жизни уходит один человек; в год — 2,3 млн. человек. 4% мирового ВВП расходуется на выплаты компенсаций, пособий, страховые выплаты, ликвидацию последствий.

» Читать далее

Новые системы оплаты труда, «эффективный контракт» и «дорожные карты» в бюджетных учреждениях

HR — ЭйчАр — кадровый менеджмент или управление персоналом. Вот, собственно, что планировал внедрить Минтруд России еще прежнего состава в бюджетные организации, когда реформа только начиналась. Десять лет назад начали вводить новые системы оплаты труда (НСОТ)…
Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России) специально для методических семинаров «Трудовое законодательство и кадровое делопроизводство», «Внедрение эффективного контракта в бюджетном учреждении».

круглый-стол_НСОТ-БГУ-2015
В апреле 1998 г. меня — тогда ещё молодого специалиста аналитического отдела Управления мониторинга и координации научных исследований Минтруда России — назначили начальником аналитического отдела (Отдела политики доходов населения) Департамента оплаты труда, потребительских бюджетов и социального страхования. Первый заместитель Министра труда Валерий Андреевич Январёв дал поручение подготовить доклад в Правительство РФ с концепцией оплаты труда в Российской Федерации.

» Читать далее

Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ

О Проекте «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда»

Статья о пилотном проекте, реализованном Институтом труда в 2009-1015 гг., опубликована в журнале «Вестник государственного социального страхования» №№ 10-12 за 2014 г. Автор публикации Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич.

Байкал. Иркутская обл. (фото автора)

Байкал, Иркутская обл. (фото автора)

В какой степени действует постановление Госкомтруда СССР № 298/П-22 от 25.10.1974 г., чем руководствоваться при установлении гарантий и компенсаций по результатам СОУТ, учитывая изменения в законодательстве? Что делать подведомственным бюджетным организациям, если бюджетораспорядитель не выделяет деньги на проведение СОУТ, можно ли избежать штрафов в 2015 году из-за отсутствия бюджетных средств на СОУТ? Как быть с естественным освещением, оценка которого не предусмотрена Методикой проведения СОУТ? Как теперь оценивать травмоопасность рабочего места?

Это лишь малая часть вопросов по специальной оценке условий труда, заданных участниками семинара-совещания руководителям Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., организованного Восточно-Сибирским филиалом ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России для региональных органов по труду, государственных инспекций труда, аттестующих организаций и предприятий Сибирского федерального округа.

» Читать далее

Как управлять профессиональными рисками и существует ли система управления охраной труда в регионах?

Вторая часть вопроса, вынесенного в заголовок данной статьи, – риторическая. На вопрос «Существует ли система управления охраной труда в регионах?» каждый региональный руководитель, не задумываясь, ответит утвердительно (имея в виду свою региональную программу по улучшению охраны труда, даже если она не работает). Особенно если этот вопрос задаст Председатель Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, по поручению которого была подготовлена федеральная Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы (утверждена Приказом Минздравсоцразвития России № 586 от 23.10.08).

profriskСогласно этой Программе создается система управления профессиональными рисками, в которую должны быть интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. Именно такая интеграция, наряду с соответствующей нормативно-правовой базой, и должна по замыслу авторов Программы лежать в основе создаваемой организационной инфраструктуры системы управления рисками. Понятно, что без адекватной инфраструктуры система работать не будет и цели, заявленные в Программе, останутся на бумаге. Любая попытка внедрения чего-то нового на уровне регионов и предприятий без соответствующей подготовки по созданию организационной инфраструктуры будет отторгнута как чуждое, инородное «тело».

» Читать далее

1 2