Архивы рубрики: СОУТ и экспертиза условий труда

Проблемы спецоценки (СОУТ) в офисе

Когда внесли изменения в Классификатор и Методику проведения специальной оценки труда (СОУТ) мы предупреждали о возможных проблемах исключения измерений в так называемых «офисах». Прошло время и к нам поступают такие жалобы.

Добрый день!

Условия труда у нас, в основном, так называемые “офисные”, но реальные условия нашего  “офиса” таковы, что мы вынуждены нести затраты на обеспечение тепла (покупка обогревателей, утепление стен, т.к. находимся в заводском помещении), обеспечение питьевой водой, т.к. вода на территории завода только техническая, расходы на системы кондиционирования т.к. многие помещения не имеют окон и вентиляцию, покупку бытовой химии для уборки помещений и т.д. Реальные условия труда явно не соответствуют санитарным нормам!

Первый вопрос касается, в основном, бухгалтерского и налогового учёта. Дело в том, что расходы на улучшение условий труда могут быть приняты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если такие расходы рекомендованы по результатам проведения СОУТ.

Это касается обоснованности расходов на охрану труда (в т.ч. санитарно-бытовое обеспечение работников и т.п.), что должно быть подкреплено результатами СОУТ (№426 ФЗ от 28.12.2013, ст.3, письмо ФНС от 6.09.2011 № ЕД-4-3/14453). Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что организации, проводящие спецоценку, не готовы прописывать подобные рекомендации в отчёте проведения СОУТ и у нас из-за этого возникают  проблемы.

» Читать далее

Сколько реально стоит специальная оценка условий труда (о чём молчат «эксперты СОУТ»)

Денег никогда не бывает много и отвлечение средств для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), да ещё в условиях кризиса – проблема для любой организации. Вместе с тем, административную ответственность за непроведение СОУТ никто не отменял и руководителям организаций приходится выкраивать бюджет, урезая его за счёт экономии на самом необходимом. Коммерческим представителям «экспертных аттестующих организаций», проводящих СОУТ, тоже надо заработать в этих непростых условиях, и они, конечно же, предлагают всем заманчивые «скидки» и «индивидуальный подход»! Но кто знает, насколько они лукавят, учитывая реальные расходы их «лабораторий»?

автор статьи

Нетрудно представить радость руководителей, когда аттестующая контора, проводившая им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчёта 2-3 тысячи (и более!) рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет о неслыханной «щедрости» и готова провести СОУТ «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех или большей части своих сотрудников, например! В чём подвох и откуда такая неслыханная «щедрость»?

Объяснение простое, Методика проведения СОУТ уже давно не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, то есть тех, что расположены в офисных помещениях, торговых центрах и в учреждениях. Это значит, что в большинстве случаев теперь не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит заказчик СОУТ.

» Читать далее

Сколько стоит специальная оценка условий труда для бюджетных организаций

Отсутствие или нехватка средств для проведения специальной оценки условий труда – извечная проблема бюджетных организаций. «Непрофильные» расходы всегда финансировались по остаточному принципу, если вообще хоть какие-то деньги находились в плане главного распорядителя бюджетных средств на мероприятия по охране труда работников бюджетного учреждения. Вместе с тем, административную ответственность должностных лиц за несоблюдение требований охраны труда никто не отменял и руководителям бюджетных учреждений в условиях кризиса приходится буквально выкраивать крохи, урезая свои и без того тощие расходы, порой за счёт экономии на самом необходимом.

poverty

В этих условиях нетрудно представить радость руководителей бюджетников, когда аттестующая организация, которая проводила им несколько лет назад аттестацию рабочих мест по условиям труда из расчета 3-4 тысячи рублей за рабочее место, теперь «вдруг» объявляет о неслыханной «щедрости» и готова провести специальную оценку условий труда (СОУТ) «всего» за каких-то 500-700 рублей, да еще и скидку обещает при этом, если те сразу согласятся «оптом» оценить условия труда всех своих учителей, врачей и т.п.! В чем подвох и откуда такая щедрость? Объяснение простое, Методика проведения СОУТ теперь не обязывает проводить измерения вредных факторов на так называемых «офисных» рабочих местах, большинство которых как раз и присутствуют в бюджетных учреждениях. Это значит что не нужна лаборатория, а достаточно лишь заключения эксперта, на основании которого подаётся Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и всё. Вот и вся СОУТ! Давайте разберёмся за что платит бюджетное учреждение.

» Читать далее

Не путайте оценку рисков и специальную оценку (СУОТ и СОУТ)

С 2014 г. в Трудовом кодексе действует новая редакция понятия «управление профессиональными рисками» (ст. 209) и неспроста. Отныне управление рисками — это часть СУОТ. Зачастую оценку профессиональных рисков путают со специальной оценкой условий труда (СОУТ), а управление ими — с выполнением плана мероприятий по улучшению условий труда и проведением инструктажей по охране труда. Отчасти это так, но на этом внешнее сходство этих двух принципиально разных процедур заканчивается.

1455607518_img_3653.jpg

Семинар по оценке и управлению рисками в ВСФ НИИ ТСС Минтруда России

Специальная оценка условий труда (СОУТ) как и ранее действовавшая аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) – это своего рода “внешнее управление” со стороны государства – обязаловка для работодателя оценить профессиональные риски (т.е. провести силами внешних экспертов идентификацию вредных производственных факторов и/или их измерения на предмет отклонений от гигиенических норм) и управлять ими (т.е. в обязательном Порядке составить и выполнить план/перечень мероприятий по улучшению условий труда). Поскольку это сугубо внешняя (и во многом – чуждая) для работодателя процедура формализована законодательством и, по сути, является формальным требованием Закона (Трудового кодекса и Федерального закона № 426-ФЗ), то и выполняется она чисто формально, главным образом под прессом санкций за несоблюдение законодательства. Реальное положение дел с охраной труда зависит исключительно от уровня “эволюционного развития управленческого интеллекта” работодателя.

» Читать далее

Проблема медосмотров (приказ Минздравсоцразвития России №302н)

Минздрав России приступил к публичному обсуждению проекта Приказа «Об утверждении  Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников и Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников».


Указанный документ призван заменить давно критикуемый Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)).

В чём проблема этого пока ещё действующего нормативного акта приснопамятного Минздравсоцразвития и что даст новый Приказ Минздрава,  кроме того, что приложения в нём теперь расположены не задом на перёд, а по-порядку: сперва собственно Порядок, и лишь после него – те самые Перечни факторов и работ?

» Читать далее

Лизинг персонала: труд «взаймы» и охрана труда «на прокат»

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внёс поправки в Налоговый и Трудовой кодексы, а также федеральные законы «О занятости населения в РФ» и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: теперь труд можно взять взаймы, во временное пользование, то есть на прокат.

труд на прокат

Теперь на прокат можно взять не только этих чудных зверушек… (фото автора, Иркутск)

Законодательные поправки связаны с регулированием так называемого «заёмного труда» —  труда, который используется «взаймы» по особой бизнес-схеме, когда организация или частное лицо использует труд работника, принятого на работу к другому работодателю специально для этих целей: фактически работать, то есть выполнять трудовую функцию, «в интересах, под управлением и контролем» третьего лица. Эти весьма специфические отношения заёмного труда, которые в кадровом менеджменте обычно принято (не совсем правильно!) называть «лизинг персонала», долгое время находились вне правового регулирования. Федеральный закон № 116-ФЗ  в корне меняет ситуацию.

» Читать далее

Когда нормативно-правовой акт «вступает в силу»? Неизвестность…

Для реализации тех или иных норм Трудового кодекса и федеральных законов необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов. Подготовкой этих актов занимаются федеральные органы исполнительной власти в соответствии с поручениями Правительства РФ и планами работ на соответствующие полугодие/год. Так, например, Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит восемнадцать ссылок в адрес Правительства РФ или «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». По разным причинам, разработка, принятие, госрегистрация и «вступление в силу» некоторых ключевых подзаконных актов затягивается, что делает невозможной реализацию законодательных норм. Почему это происходит и что делать?

неизвестность

Неизвестность: при -30 Ангару уже не видно… (фото автора)

Все помнят ситуацию с реализацией Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», когда в связи со вступлением его в силу с 1 января 2014 года прежнюю аттестацию рабочих мест по условиям труда проводить было уже нельзя, а новую спецоценку (СОУТ) — ещё нельзя по причине отсутствия соответствующего подзаконного акта — методики проведения СОУТ. Минтруд довольно быстро — 24 января 2014 г. — утвердил Методику своим Приказом (№ 33н), но его государственная регистрация и «вступление в силу» затянулись на месяцы! Причём сначала в Минтруде обнадёживали всех, говорили, что госрегистрация Приказа № 33н займёт «всего пару недель», потом, что «ждите, вот-вот выйдет» и т.п., но Минюст, как известно, зарегистрировал Методику лишь 21 марта 2014 г. Всё это время Федеральный закон № 426-ФЗ не работал!

» Читать далее

Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):
» Читать далее

Комментарий к Типовому перечню ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем и снижению уровней профессиональных рисков (приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н).

Летом 2014 года во всех федеральных новостных каналах был популярным репортаж о нововведении Минтруда России, позволяющем работодателям оплачивать занятия физкультурой и спортом своих работников – новость, которую весьма позитивно встретили многие посетители фитнес-клубов, поскольку именно картинки из спортзалов составляли в основном видеоряд тех репортажей. Некоторые каналы все же делали оговорку о том, что речь не идет о прямом финансировании расходов активных граждан на покупку абонементов в бассейны и спортзалы, что работодатели смогут лишь частично компенсировать эти затраты и т.д. и т.п., но в целом основная цель пиар-акции Минтруда России была достигнута – донести до масс информацию о политике государства в области пропаганды здорового образа жизни и активного занятия физкультурой и спортом, а также о законодательных изменениях, выражающих заботу государства о здоровье своих граждан и позволяющих работодателям разделить бремя расходов работников на эти благородные цели за счет снижения налоговых отчислений.

Информационным поводом повышенного интереса СМИ к этой проблеме стал Приказ Минтруда России № 375н от 16 июня 2014 г., которым Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н) был дополнен пунктом следующего содержания:

» Читать далее

Две процедуры аттестации экспертов

Летом 2015 г. нормативно-правовая база специалистов по охране труда и промышленной безопасности пополнилась новыми интересными для экспертов документами.

кремль

Вид на Кремль с 7 этажа Минтруда России (сейчас — Роструд). Фото М.C. Байгереева, 2004 г.

Минюст России 23 июля зарегистрировал приказ Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 258н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

Ростехнадзор, в свою очередь, выпустил похожий распорядительный акт, но в своей сфере деятельности – приказ от 30 июня 2015 г. № 256 «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена для аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

» Читать далее

1 2 3