Архивы рубрики: СОУТ и экспертиза условий труда

СПЕЦОЦЕНКА. Варианты проведения специальной оценки условий труда (советы работодателям) NEW!

Если вас торопят провести специальную оценку условий труда «дёшево и быстро», рекомендуем не спешить и прежде узнать, как правильно её организовать и зачем на самом деле она нужна. Не поддавайтесь рекламе большинства аттестующих организаций, помните, что в первую очередь их интересует прибыль от продажи (давайте не будем врать друг другу) вам своей услуги. По сравнению с прежней аттестацией рабочих мест, законодательство существенно изменилось именно в вашу пользу, но об этом, скорее всего, промолчат.

Если вам грозят штрафами за непроведение спецоценки (а они и правда теперь «кусаются» — см. ст. 5.271 КоАП!), не паникуйте, всё гораздо проще: для начала достаточно предъявить инспектору приказ и график. И всё? Не совсем. Наберитесь терпения и дочитайте эту статью до конца.


Самая распространённая ошибка в среде СОУТ – подходить к проведению специальной оценки условий труда как к аттестации рабочих мест. К чему это приводит? К произволу недобросовестных или недоученных «экспертов-оценщиков» в ущерб интересам работников! Как правильно организовать спецоценку, так чтобы низкая цена договора (наверняка коммерсанты от спецоценки предложили вам «заманчивую скидку»!) не повлияла на качество исполнения? Рассмотрим разные варианты: (а) уже начали спецоценку, (б) еще не определились с выбором и, наконец, (в) — уже попались в ловушку договора с аттестующей организацией, у которой мало шансов войти в новый госреестр.

1.  Что такое «спецоценка» и для чего она нужна на самом деле: мифы и реальность

Итак, специальная оценка условий труда. Она же — «СОУТ», она же — «спецоценка», она же — «аттестация рабочих мест по условиям труда (или АРМ)»… Стоп! Какая ещё «аттестация»? Не путать с АРМ! Скажете: «Какая разница? Та же комиссия, те же аттестующие организации? На самом деле, большая разница! И дело даже не в том, что раньше был Порядок Минздравсоцразвития России, а теперь целый Федеральный закон (№ 426-ФЗ), по которому процедура оценки вроде бы почти не изменилась. Дело в принципе управления этим процессом. Давайте разберёмся по-порядку.

» Читать далее

Возмещение затрат работодателя на охрану труда за счет средств, перечисляемых в ФСС

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

ФСС

В наших предыдущих материалах мы прокомментировали Приказ Минтруда России «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Налоговое стимулирование государством мер по охране труда не ограничивается приведёнными в той статье нормами Налогового и Трудового кодексов. Законодательством также предусмотрено частичное финансирование охраны труда за счет средств ФСС, точнее – за счёт обязательных страховых взносов. Согласно ст. 7 (часть 1 пункта 5) Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» (№ 322-ФЗ от 2 декабря 2013 г.), Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем (т.е. работодателем) до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний подлежат расходы на целый ряд мероприятий по охране труда (предупредительных мер), многие из которых содержатся в упомянутом Типовом перечне. Таким образом, умело применяя действующее законодательство по охране труда, можно не только снизить налогооблагаемую базу, но и компенсировать часть расходов за счет уменьшения страховых взносов. Учитывая размеры фонда оплаты труда, для крупных предприятий – это миллионы рублей, но даже для относительно небольших организаций с численностью менее ста сотрудников можно ежегодно экономить сотни тысяч рублей. Как это сделать? Разберёмся по-порядку.

» Читать далее

Изменения в Классификаторе и в Методике проведения специальной оценки условий труда (Приказ Минтруда России № 24н от 21 января 2015 г.)

Минюст России 9 февраля 2015 г. зарегистрировал Приказ Минтруда России от 21 января 2015 г. №  24н  «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённые приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н».

Минтруд уточнил пункт 29 указанной Методики, существенно расширив и дополнив содержание раздела «Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора», который теперь стал похож на раздел. Соответствующие изменения внесены в Приложение № 9 и в пункт 3 указанного Классификатора («Биологический фактор»), включая сноску «8».

Гораздо менее существенные, на первый взгляд, но весьма знаковые, по существу, изменения также коснулись подпункта 1.4.1. Классификатора, который теперь называется «Освещенность рабочей поверхности» (без слов «при искусственном освещении»), и к которому теперь привязана сноска «4» в новой редакции, дополненной словами «или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена». Технически правильнее и логичнее было бы привязать эту сноску ко всему подразделу, т.е. к подпункту 1.4. Световая среда, по аналогии с подпунктами 1.1. Микроклимат, 1.2. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД), 1.3. Виброакустические факторы, 1.5. Неионизирующие излучения и т.д. Все перечисленные подразделы-подпункты снабжены соответствующими примечаниями-сносками, уточняющими, где указанные факторы идентифицируются экспертом, а где их идентифицировать не стоит.

Не проводите бездумных СОУТ, управляйте своей комиссией!

Не проводите бездумных СОУТ, управляйте своей комиссией!

Таким образом, внесённое изменение логически завершает процесс исключения так называемых «офисных» (и не только их, об этом – позже!) рабочих мест из процедуры измерения физических (и не только физических!) факторов.

» Читать далее

О государственной экспертизе условий труда

схема госэкспертизы

Статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» была внесена в Трудовой кодекс РФ в числе многих других поправок Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г.[1] Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то время таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России[2] утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда своим Приказом № 549н 12 августа 2014 г. уже во исполнение части 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ.

Как проводилась госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта (2006-2014 гг.)?

» Читать далее

Льготы, гарантии, компенсации и специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. Трудовой кодекс (ТК РФ) действует в новой редакции. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов, регулирующих предоставление льготных пенсий и других гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

В рассматриваемом контексте изменения коснулись статей 92, 94, 117 и 147 ТК. Рассмотрим их по-порядку.

Слайд18

» Читать далее

Что такое «Специальная оценка условий труда»?

В процессе своей трудовой жизни работник не всегда задумывается о том, в каких условиях труда он трудится. Вы можете не сразу, но со временем, обнаружить повышенную утомляемость, усталость, ощущать дискомфорт или головные боли при вроде бы нормальных, внешне, признаках работы и рабочего места. Проблема в том, что большинство тех факторов, которые влияют на наш организм в процессе труда, как правило, незаметны. Либо незаметны физически, либо мы их просто не замечаем в силу привычки. Давайте разберемся, почему это происходит.

Что такое специальная оценка условий труда
В соответствии с законодательным определением, «рабочее место» – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (см. ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». Поэтому Трудовым кодексом РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах. На это требование следует обратить особое внимание, учитывая, что по данным Минтруда России, в настоящее время в стране насчитывается около 26,6 миллиона рабочих мест с вредными условиями труда. В Сибирском федеральном округе (СФО) этот показатель еще выше (в некоторых отраслях и регионах удельный вес работающих во вредных условиях труда превышает 40,5%)! Что это значит? Это значит, что по статистике примерно каждый третий из нас подвергается ежедневному риску получить травму, профессиональное заболевание и, возможно, стать инвалидом. По данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно устанавливается около 7 тысяч профзаболеваний.  

Надеемся, что вы не попадаете в эту печальную статистику, а чтобы этого не произошло законодательство и контролирующие органы требуют от работодателей проводить специальную оценку условий труда с тем, чтобы они разрабатывали планы мероприятий по улучшению условий труда работников, которые находятся в зоне риска.

» Читать далее

1 2 3