Архивы рубрики: Стратегическое планирование

Пути и механизмы борьбы с бедностью в России

Фрагмент диссертации Марата Байгереева на соискание учёной степени кандидата экономических наук «Проблема бедности в Российской Федерации: механизмы и пути решения на федеральном уровне» (Специальность: 08.00.07 — Экономика труда). Диссертация была написана в 1998-2003 гг. в период работы автора в Минтруде России на должности начальника отдела политики доходов населения.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)[1] направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Собственно, тезис о повышении уровня жизни через «рост экономики», разумеется, не является новацией очередной правительственной стратегии, поскольку давно довольно бесполезно кочует из программы в программу. Но обратим внимание на то, что средством достижения целей новой Программы является не абстрактный рост как таковой, а «формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста»[2].

Главный перелом, наблюдаемый в парадигме государственного регулирования экономики и вселяющий определённый оптимизм – это, на наш взгляд, радикальный поворот относительно позиционирования феномена бедности в контексте всей экономики в целом, а не только в её неопределенной, искусственно изолированной, а от того концептуально и практически бесполезной «социальной» части. Вопросы занятости, доходов и уровня жизни перестают быть традиционной сферой абстрактной «социальной политики и социальной защиты» как неизбежного расходного «балласта» национальной экономики. Бедность постепенно воспринимается как фактор, ограничивающий экономический рост. И это становится совершенно очевидно, если рассматривать феномен бедности через призму экономики труда, что было сделано в предыдущей главе.

» Читать далее

Стратегическое планирование (2 часть)

Начало см. в архиве за январь 2009 г.

Финансовый кризис, начавшийся в США и быстро охвативший другие страны, всё сильнее влияет на мировую экономику. Неизбежные в связи с этим спад и замедление темпов её роста усиливают интерес к стратегическим вопросам, ибо от выбора способа выхода из кризиса прямо зависят перспективы той или иной страны, отрасли, предприятия.

Надеемся, что продолжение публикации фрагментов аналитических материалов, подготовленных по заказу Национальной ассоциации губернаторов Америки (в авторском переводе), поможет читателям понять суть глубинных процессов, происходящих в современной экономике и, быть может, соотнести подходы, применяемые США в новых реалиях, с теми, которые содержатся, например, в Концепции-2020, анализ которой (как и всех остальных правительственных документов по стратегическому планированию) мы вряд ли когда-нибудь увидим.[1]

С оригиналами этих документов [2] до недавнего времени можно было ознакомиться на сайте NGA: http://www.nga.org

Марат Байгереев
Редактор профессионального перевода


» Читать далее

Стратегическое планирование (3 часть)

Экономика США во всём мире и в массовом сознании обывателя ассоциируется с хищным монстром – эдакий гигантский спрут, опутавший весь мир и высасывающий из него ресурсы. Во многом это так, мировой финансовый центр со штабквартирами вездесущих американских корпораций и военными базами по всему миру не может быть иным, но следует помнить, что своим процветанием эта страна обязана не нынешним «статус кво», а упорным трудом многих поколений умных лидеров, и Нью-Йорк с Вашингтоном  – это далеко не вся Америка. Как думают лидеры регионов (штатов) этой великой (вряд ли кто-то станет с этим спорить!) страны и какие строят планы? Об этом – в одном из стратегических документов Ассоциации губернаторов США, посвящённом развитию кластерных стратегий регионов страны.

» Читать далее

Стратегическое планирование (1 часть)

Накопив немалые финансовые резервы за годы удачной конъюнктуры на углеводородные и другие сырьевые ресурсы (цены на которые, заметим, определяются на сырьевых биржах США и Великобритании), российское правительство проводит политику увеличения бюджетных расходов на социальные программы, активно повышая пенсии, пособия, заработную плату бюджетникам и т.д. Не умаляя значимости расходов государства на эти цели, сформулирую тезис, с которым вряд ли кто-либо станет спорить: фундаментом благосостояния российских граждан должен стать эффективный, производительный труд. Именно изменения в трудовых отношениях, а не перераспределение бюджетных ресурсов способны вывести страну на качественно новый уровень устойчивого развития. Трудом создается национальное богатство, и результатами труда в конечном счете пополняется бюджет страны.

Понятно, что повышение социальных расходов государства — это самый простой, не требующий особого менеджерского искусства процесс бюджетораспределения (тем более когда деньги ”дутые”, то есть фактически не заработанные). Гораздо сложнее организовать труд, который должен стать принципиально иным, если мы хотим добиться действительных экономических успехов, а не зависеть от рыночной конъюнктуры северо-атлантических бирж. ”Новое качество жизни — новое качество труда” — эту истину хорошо знают ”капитаны” ведущих мировых экономик. Знакомы ли с ней те, кто уповает на размеры надутых ”падающими” нефтедолларами фондов ”будущих поколений”?

» Читать далее

1 2 3