Что такое оценка профессиональных рисков?

С 2014 г. в Трудовом кодексе действует новая редакция понятия «управление профессиональными рисками» (ст. 209) и неспроста. Зачастую оценку профессиональных рисков путают со специальной оценкой условий труда, а управление ими — с выполнением плана мероприятий по улучшению условий труда и проведением инструктажей по охране труда. Отчасти это так, но на этом внешнее сходство этих двух принципиально разных процедур заканчивается.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) как и ранее действовавшая аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ) – это своего рода “внешнее управление” со стороны государства – обязаловка для работодателя оценить профессиональные риски (т.е. провести силами внешних экспертов идентификацию вредных производственных факторов и/или их измерения на предмет отклонений от гигиенических норм) и управлять ими (т.е. в обязательном Порядке составить и выполнить план/перечень мероприятий по улучшению условий труда). Поскольку это сугубо внешняя (и во многом – чуждая) для работодателя процедура формализована законодательством и, по сути, является формальным требованием Закона (Трудового кодекса и Федерального закона № 426-ФЗ), то и выполняется она чисто формально, главным образом под прессом санкций за несоблюдение законодательства. Реальное положение дел с охраной труда зависит исключительно от уровня “эволюционного развития управленческого интеллекта” работодателя.

Оценка и управление профессиональными рисками в западном понимании, как своего рода “уровень эволюционного развития управленческого интеллекта” работодателей базируется на иных принципах менеджмента, чего не было в 70-х и 80-х гг., и, в свою очередь, сама является основой совершенно иной системы управления охраной труда. На рубеже 90-х и 2000-х предприятия во всём мире столкнулись с ранее не известными вызовами глобальной экономики. Вертикально интегрированные производственные монстры (с соответсвующей культурой директивного администрирования производственными процессами, включая управление охраной труда жёсткими правилами и инструкциями) стали уступать небольшим инновационным компаниям, менеджмент которых строился на учёте человеческого фактора, человеческого потенциала и использовании горизонтальных быстро распространяемых информационных связей. Поинтересуйтесь у экономистов, сколько промышленых гигантов США и Европы оказались в то время на грани банкротства.

На определённой стадии эволюционной лестницы принципы управления, основанные на жёстких инструкциях, правилах и директивах перестали работать, люди стали другими, общество стало информационным, лёгкий доступ к интернету заменил монополию больших библиотек и обширных баз данных. Менялись технологии, менялись люди, а с ними появлялись и новые ранее неизвестные риски…

Бухгалтер, придя рано утром на работу, обнаружила на потолке у окна протечку, в результате которой вода со стены смыла побелку на оконное стекло. Бухгалтер решила протереть окно. Поставила стул на стол, встала на него и потянулась вверх. Стул сдвинулся с места, и она упала на стол, столкнув при этом монитор и принтер на пол. В результате падения бухгалтер сломала руку…

Это пример из упражнения по оценке человеческого фактора из программы нашего учебного курса «Системы управления охраной труда, оценка и управление профессиональными рисками на предприятии». Этот трёхдневный курс обучения входит в программу повышения квалификации по охране труда, разработанную нами с помощью Группы технической поддержки Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Концепция и программа самого курса (преподаётся нами в виде модуля) была разработана Международной организацией труда ещё в 2009 г., тогда было взято всё лушее по управлению рисками в мировой практике управления.

В приведённом примере риск был создан на пустом месте, то есть буквально из ничего, поскольку профессиональные риски падения с высоты ну никак не связаны, согласитесь, с трудовой функцией бухгалтера. Этот пример иллюстрирует системный сбой в охране труда организации, то есть система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности в данном конкретном случае не сработала. Почему?

Правила по охране труда при работе на высоте, утверждённые Приказом Минтруда России № 155н от 28 марта 2014 г., предусматривают обязательный осмотр рабочего места для выявления рисков, а работники должны обладать полным представлением о рисках падения и уметь проводить осмотр рабочего места. Это то, что под надзором работодателя должен сделать работник перед тем, как приступить к работе с риском падения с высоты 180 и более сантиметров. Бухгалтеры к ним не относятся, у тех совершенно иные профессиональные риски. Охрана труда – это ни что иное как соблюдения порядка и дисциплины. Со временем всё меняется, но не это!

Почему работники обходят правила по охране труда, почему одних правил и инструкций не достаточно для обеспечения системы управления охраной труда? Что надо сделать, чтобы система работала без сбоев? Вот лишь немногие вопросы, ответы на которые даёт вышеназванный курс обучения.

Управление профессиональными рисками – это элемент внутреннего, а не внешнего, как при СОУТ или АРМ, управления вашим сложным или несложным хозяйством. Законодательство как наше (ст. 212 ТК РФ) так и зарубежное (Законы об охране труда были приняты и в США и в Великобритании в 70-е годы) лишь обязывает работодателя в принципе наладить систему управления охраной труда и периодически проводить оценку рисков, не указывая ему как и с какой периодичностью это делать. Закон лишь устанавливает драконовские штрафы (не в пример нашим нынешним!) и обязывает работодателя сделать всё «возможное и разумное» для сохранения жизни и здоровья работника. И работодатель, например, в США или Великобритании при несчастном случае на его производстве должен доказать суду или инспектору по охране труда, что он конкретно сделал «возможного и разумного» для пострадавшего работника так, чтобы у суда и инспектора по охране труда не было сомнений. В таком правовом поле вы сами определяете конкретно для вашей организации и для ваших условий процедуры управления охраной труда и управления рисками. Внешние специалисты-эксперты нужны вам для этого лишь как консультанты или тренеры (тьюторы, коучеры, преподаватели и т.п.), не более того…


Более подробную информацию и практику по оценке рисков можно получить на курсах повышения квалификации в Москве (ВНИИ труда Минтруда России) или в Иркутске в Восточно-Сибирском филиале Института труда Минтруда России: тел. 8 (3952) 458-500 www.vsf-niitruda.ru 

1455607518_img_3653.jpg

Семинар по оценке и управлению рисками в ВСФ НИИ ТСС Минтруда России

На видео — небольшой фрагмент (!) записи семинара по оценке и управлению рисками на предприятии. Подробности об этих семинарах см. на сайте ВСФ Института труда

см. все наши видео на канале Института труда: https://www.youtube.com/channel/UC9SSu7g7-_xOnw1zsCuwGew/videos