Архивы рубрики: Социальное страхование

О новом Порядке обучения по охране труда и новых программах

С 1 сентября т.г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». В этой связи приглашаем руководителей и специалистов организаций (в том числе преподавателей и членов комиссий) на серию вебинаров «Охрана труда с 1 сентября 2022 г.», которые позволят пройти обучение и проверку знаний требований охраны труда по новым программам.

» Читать далее

Руководителям организаций о новых требованиях охраны труда с 1 марта 2022 г.

Уважаемые коллеги!

С 1 марта вступает в силу Федеральный закон №311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и подзаконные нормативно-правовые акты Правительства РФ и Минтруда России, принятые в развитие новых норм в области охраны труда. В этой связи возникает необходимость всем без исключения работникам и работодателям срочно пройти внеочередное обучение и проверку знаний новых требований охраны труда или очередное обучение по охране труда с учётом новых требований.

» Читать далее

По ком ударит «гильотина»?

 

Классики не зря говорили, что «история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». В рамках политики так называемой «регуляторной гильотины» (кто не помнит, гильотина – орудие казни во время Великой французской революции) Минтруд России и ряд других федеральных министерств и ведомств «гильотинировали» все «старые» правила по охране труда, типовые ведомственные инструкции и огромное множество других актов в основном прошлого века, и вместо них приняли весьма ограниченное количество «новых», в которых установлены «новые» государственные нормативные требования.

Насколько «новые» отличаются от «старых» оставим тем, кто их изучает, здесь лишь отметим, что на всякий случай некоторые слова лучше брать исключительно в кавычки, чтобы не путать смыслы и не запутать народ совсем, как это было, например, со словами «эффективный контракт», «эффективный менеджер», «риск-ориентированный подход» и т.п.

Раньше принято было вносить изменения в нормативные акты такими же нормативными актами, путём утверждения текстов в новой редакции. На этот раз, обратите внимание, вносить изменения в прежние тексты не стали, а просто махом отменили «старые» и приняли «новые» тексты без внесения изменений. И правда, зачем заморачиваться, «отрубил» так «отрубил»! И изучать «новые» требования проще: не надо сравнивать редакции текстов и вылавливать «мух», просто берёте и читаете сразу «новый» — спасибо «гильотине»…

» Читать далее

Чью жизнь и чьё здоровье должна сохранить система в процессе трудовой деятельности?

Со временем к каждому из нас приходит понимание сперва хронической нехватки этого самого времени, а потом фатальной нехватки, точнее, конечного исхода времени: вопрос вашей жизни и её обратной стороны – смерти – лишь вопрос времени, и запас вашего здоровья, из которого, собственно, и состоит, по сути, сама жизнь фатально ограничен весьма скудным, если задуматься о конце жизни, бюджетом времени. Так о чём говорит нам Трудовой кодекс с первой же части 209 статьи?

» Читать далее

Основы охраны труда

Закон обязывает всех без исключения работников, т.е. всех, кто состоит в трудовых отношениях, в течение месяца после поступления на работу пройти обучение по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда в установленном порядке (ст. 225 Трудового кодекса РФ). Такой Порядок был установлен 15 лет назад совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России (№ 1/29 от 13 января 2003 г.), который предусматривает обучение по охране труда с отрывом от производства в объёме не менее 40 академических часов.

Много это или мало? Вспомним студенческие времена: две пары лекций до обеда и две тяжелые пары после обеда – 8 часов в течение пяти рабочих дней, получаем полноценную 40-часовую «академическую» неделю. Итак, много это или мало? Для специалистов по охране труда, инженеров, мастеров, начальников производств, для тех, у кого охрана труда либо профессия либо существенная часть профессиональной деятельности – 40 часов явно не достаточно – они изучают вопросы безопасности производства в гораздо большем объёме: сперва при получении профессии, потом – в течение всей своей трудовой деятельности – в рамках повышения квалификации.

» Читать далее

Федеральные нормы и рекомендации по улучшению условий труда

автор статьи Юлия Кравченко

Конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, п. 3 Конституции РФ), обеспечивается посредством нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (ГНТОТ). С 2000 по 2010 гг. действовало постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». В те времена эксперты Минтруда России насчитали более трёх тысяч ГНТОТ, что создавало определённую проблему их применения. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» постановление № 399 было отменено и с 18 января 2011 г. (дата вступления в силу постановления №1160) действует более простая система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. » Читать далее

Проблемы спецоценки (СОУТ) в офисе

Когда внесли изменения в Классификатор и Методику проведения специальной оценки труда (СОУТ) мы предупреждали о возможных проблемах исключения измерений в так называемых «офисах». Прошло время и к нам поступают такие жалобы.

Добрый день!

Условия труда у нас, в основном, так называемые “офисные”, но реальные условия нашего  “офиса” таковы, что мы вынуждены нести затраты на обеспечение тепла (покупка обогревателей, утепление стен, т.к. находимся в заводском помещении), обеспечение питьевой водой, т.к. вода на территории завода только техническая, расходы на системы кондиционирования т.к. многие помещения не имеют окон и вентиляцию, покупку бытовой химии для уборки помещений и т.д. Реальные условия труда явно не соответствуют санитарным нормам!

Первый вопрос касается, в основном, бухгалтерского и налогового учёта. Дело в том, что расходы на улучшение условий труда могут быть приняты в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если такие расходы рекомендованы по результатам проведения СОУТ.

Это касается обоснованности расходов на охрану труда (в т.ч. санитарно-бытовое обеспечение работников и т.п.), что должно быть подкреплено результатами СОУТ (№426 ФЗ от 28.12.2013, ст.3, письмо ФНС от 6.09.2011 № ЕД-4-3/14453). Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что организации, проводящие спецоценку, не готовы прописывать подобные рекомендации в отчёте проведения СОУТ и у нас из-за этого возникают  проблемы.

» Читать далее

Проблема медосмотров (приказ Минздравсоцразвития России №302н)

Минздрав России приступил к публичному обсуждению проекта Приказа «Об утверждении  Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников и Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников».


Указанный документ призван заменить давно критикуемый Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)).

В чём проблема этого пока ещё действующего нормативного акта приснопамятного Минздравсоцразвития и что даст новый Приказ Минздрава,  кроме того, что приложения в нём теперь расположены не задом на перёд, а по-порядку: сперва собственно Порядок, и лишь после него – те самые Перечни факторов и работ?

» Читать далее

Основы трудового законодательства и управления персоналом

Очень кратко, без воды, только самое основное, что надо знать о трудовом законодательстве для руководителей и кадровиков от Института труда (1 часть). Трудовые отношения — их специфика и основные элементы, источники трудового права, управление трудовыми отношениями, переквалификация отношений гражданско-правового договора в «трудовой договор», субординация в трудовых отношениях, как правильно читать Трудовой кодекс и многое другое от НИИ труда и социального страхования Минтруда России…

Семинар (вебинар) по трудовому законодательству проводит директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России Марат Байгереев (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России).


» Читать далее

Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):
» Читать далее

1 2 3