Аналоговая фотография: назад в СССР или хайп на винтаже? Проект ФЭД

Заметка на модную тему

В современный век цифровых технологий мир становится всё более торопливым, суетливым, пустым и фальшиво-искусственным, виртуальная имитация реальности достигла совершенства, только вот цифровая “стерильность” и невесомость девальвированных изображений с их математически выверенной цветопередачей и безупречно вычисленной процессором экспозицией потеряла главное, что было в традиционно-аналоговом воспроизводстве мира – душу, артефакты, жизнь и эмоции наших картинок…

Наверное в этом кроется тайна и притягательность аналогового мира, ушедшего от нас в прошлые века индустриальной эпохи – плёнки, грампластинки, старые фотокарточки и механические приборы. Винтаж и ретро – вот характеристики той эпохи и того мира, который смотрит в нас (именно “в нас”, беря за живое внутри) из семейных фотоальбомов и пыльных отцово-дедовских аппаратов.

Казалось бы, с приходом цифры и агрессивным захватом фотографии новыми технологиями, плёнка, вместе со старыми аналоговыми фотоаппаратами и фотолабораториями по её химической обработке, безвозвратно ушла в прошлые века. Но однажды, я с удивлением, случайно, обнаружил, что плёнка вновь появилась в продаже, и даже, несмотря на безмерно возросшую цену, она в дефиците и не залёживается в тех немногих торговых точках города, которые ею торгуют.

Оказывается уже несколько лет, как по всему миру, сперва в США и Европе, а потом и в наших столицах молодёжь, буквально, с ума сходит от плёночной фотографии, Инстаграм и прочие соцсети кипят от плёночного хайпа, ну и ютуб, понятно, заполнен роликами о плёночной фотографии и аналоговом фото.

Если зайти на сайты, торгующие сэконд-хэндом и прочим старьём, можно увидеть сотни объявлений о продаже всевозможных “ретро-аппаратов”, “винтажной” фототехники и “редких” фотоувеличителей с проявочными бачками, глянцевателями и т.п. прочего хлама за порой безумные деньги.

При этом, такие объявления лишний раз подтверждают старую истину: жадность часто граничит с глупостью. В сопровождении бесстыжего ценника можно встретить, например, такие тексты как: “продаю винтажный, ретро-фотоаппарат ФЭД” и даже: ” полноноформатный” – слово, которое вызовет ироничный смех у тех, кто знаком с происхождением этого термина.

Авторам таких объявлений невдомёк, что в СССР эти “винтажные раритеты” штамповали миллионами, многие модели ФЭДов, Зенитов и Смен занесены в книгу рекордов гинесса по тиражу изготовления, они были не только во всех магазинах любых городов и райцентров нашей необъятной родины, но и вполне доступны по цене среднестатистической советской семье. Не случайно, что объявления о продаже таких “редкостей” встречаются тут и там постоянно, так как не иссякает бесконечный запас этих чудо-аппаратов в старых шкафах и чердаках наших отцов и дедов!

Надо отдать должное советской промышленности: все, кто хотел фотографировать, могли позволить себе такое хобби, так как оптико-механические заводы тех лет выпускали их в огромных количествах широким ассортиментом и по доступной цене в расчёте на любой кошелёк.

Помню, отец на рубеже 70-80-х подарил мне, школьнику, “Смену 8-м”, она стоила тогда небольших денег (рублей 15-16, кажись), на которую я сделал свои первые снимки. Позже, в старших классах, поработав на летних каникулах в 1983 г., я поднакопил на зеркальный “Зенит-Е” со светосильным объективом Гелиос-44. В фотоальбомах всех моих одноклассников, а позже – в дембельских альбомах сослуживцев по Советской Армии – хранятся мои фотки, сделанные на тот Зенит.

Именно массовость советских фотоаппаратов делает их доступными и сейчас, не позволяя жадным дельцам и перекупщикам спекульнуть на хайпе с аналоговым фото, вот они и хают нашу технику советского производства в противовес немецким и японским моделям, которые всегда были недешёвыми и на которых до сих пор можно нажиться на перепродаже. Слава СССР, спустя десятки лет советская техника работает, не давая спекулянтам хайпануть на спросе и вздуть цены!

При таком изобилии предложений недорогой советской фототехники на вторичном рынке грех не купить плёнку и, несмотря на её высокую цену (понятно, что запасы расходных фотоматериалов не бесконечны, а возобновление их производства и восстановление убитой временем технологии не может быть дешёвым), не попробовать поснимать, как это было в прошлом веке. Почему бы и нет?!

Итак, фотоплёнка снова в моде, но большей частью и в подавляющий массе своей – это до сих пор увлечение городских хипстеров, завсегдатаев Инстаграмма, оригинальных тусовщиков модных вечеринок или юных оригиналов, желающих выделиться в классе – хайп на котором делают бизнес многие и многие от венчурных корпораций до индивидуальных предпринимателей.

Этим увлечением и воспользовались дельцы: недостаток достоверной информации, знаний и профессионалов в сфере аналогового фото привёл к тому, что цены на простые и даже примитивные подержанные или старые вещи “а ля винтаж” и “ретро”зашкаливают, а порой, доходят до безумия, отпугивая тех, кто хотел бы всерьёз заняться творчеством, не переплачивая за новомодный хайп. Мы постарались разобраться в предмете и восполнить, насколько хватает наших скромных сил, дефицит элементарных знаний в этом сегменте.

Если вы нашли где-то в старом шкафу заброшенный и забытый всеми дедовский или отцовский ФЭД или Зенит, да пусть даже это сильно поюзанная плёночная мыльница Вашей мамы или старшей сестры из 90-х, в любом случае, если техника подаёт какие-то признаки жизни и хоть как-то реагирует на ваши пальцы, есть смысл попробовать аппарат в деле! Старую механику хоть и серийно, но делали добрые люди. Делали с душой, вы стразу почувствуете это как только начнёте снимать и увидите свои первые снимки! Это непередаваемое, берущее за живое чувство стоит того, чтобы начать!

Для любителей, энтузиастов и просто неравнодушных к плёночной фотографии мы создаём наш новый некоммерческий проект, который так просто и назвали —  «ФЭД». В первую очередь этот Проект для тех, кто увлечён фотографией, “наелся цифры” и хотел бы попробовать плёнку, но не знает как это сделать и с чего начать…


© Марат Байгереев и Институт труда,
Иркутск, сентябрь 2020 г.