Ловушки и тупики «эффективного контракта»

Максимум, что за долгие пять лет бесполезного мучительного труда было вынесено рядовыми бюджетниками при внедрении «эффективного контракта» — это, пожалуй, то, что это модное, родившееся в безумно креативных умах неутомимых «тружеников» внутри Садового кольца, словосочетание надо всегда брать в кавычки и, соответственно, относиться к нему также в кавычках.

VIP семинар Института труда премиум-класса в Челябинске

Как показал опыт, опасения, связанные с системными ошибками управления при внедрении «эффективного контракта» в бюджетные учреждения, подтвердились на практике. Этой теме, в частности, был посвящён пилотный выпуск нашего журнала («Институт труда» № 1, апрель 2015 г.). Пять лет назад мы предостерегали руководителей профильных департаментов Минтруда России и аппарата Правительства РФ (я лично общался со своими коллегами!), что внедрение таких сложных и весьма скользких элементов оценки эффективности труда внутри системы управления, построенной на совершенно иных принципах стимулирования, ни к чему хорошему, кроме имитации требуемой властями деловой активности, не приведёт. Если в крупных городах-мегаполисах имитация этой активности ещё более-менее, с переменным успехом, наладилась (о реальных достижениях целей повышения эффективности бюджетных услуг красноречиво промолчим – кроме массового раздражения малооплачиваемых сотрудников от вполне себе рыночных зарплат узкого круга коммерциализировавшихся «бюджетников» с обратным эффектом их вклада, вряд ли следовало ожидать что-то большее!), то в регионах и муниципальных образованиях победнее – ситуация по-прежнему аховая.

Если на многочисленных форумах, конференциях, семинарах и совещаниях специально отобранной, отфильтрованной местной властью публике (простые, рядовые бюджетники или, тем более, работники «с улицы» на такие мероприятия не попадают) можно было безнаказанно и самозабвенно «чесать» про показатели эффективности в бюджетной сфере, то попробуйте рассказать мэрам городских и сельских поселений, главврачам муниципальных больниц, директорам школ и заведующим сельских клубов про эти новомодные западные штучки, внедряемые в дырявую, запутанную и измученную недоплатами и задержками из дотационных бюджетов «систему» оплаты их труда, глядя им в глаза!

В мае 2012 г. экспертам по трудовым отношениям уже было понятно, почему подавляющее большинство президентских указов (особенно, в части создания высокопроизводительных рабочих мест, повышения зарплаты и реальных доходов, ускорения социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока) в условиях ориентированного на Запад либерального-рыночного капитализма с его «невидимой рукой» невыполнимы в принципе. Сейчас это стало очевидно всем, кроме их федеральных «исполнителей». Как быть руководителям организаций, зависимых от распорядителей бюджетных средств, в сложной экономической и политической обстановке, когда федеральные власти по сложившейся практике начнут искать «крайних» в системных неудачах государственного управления?

АНОО ДПО «Институт труда» (до 2018 г. – Восточно-Сибирский филиал «ВНИИ труда» Минтруда России) начинает уникальный цикл лекций, дистанционных экспресс-курсов и вебинаров по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) для руководителей организаций, специалистов кадровых служб и специалистов по охране труда. Эти программы были разработаны в рамках нашего пилотного Проекта «Внедрение системы управления профессиональными рисками в региональные и корпоративные программы по охране труда» (см. письмо ВСФ «ВНИИ труда» Минтруда России № 83 от 24.11.17) по многолетнему опыту общения с руководителями и специалистами организаций в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока в течение 2009-2017 гг.

Особенность этих программ в том, что из-за недостатка достоверной информации, компетенции и уникального профессионального опыта мало кто в стране кроме нас доступно и откровенно расскажет о том, как справляться с профессиональными управленческими рисками, связанными с внедрением токсичных элементов профессиональных стандартов и «эффективных контрактов» в систему управления.

Программы также предусматривают модуль 
«Как реально оценить эффективность труда и построить систему показателей (KPI), которая минимизирует отчётность и не будет отвлекать от основной работы». На примере неудачного опыта наших зарубежных коллег (США, Великобритания, Нидерланды) по переводу своей социальной сферы на рыночные принципы, мы расскажем о системных ошибках государственной социальной политики при попытке аналогичного реформирования нашей бюджетной сферы.

Как и прежде, брошюры, журналы и DVD диски, которые мы раздаём на наших семинарах по программам ДПО (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации) не имеют аналогов, так как являются авторскими – это публикации наших штатных экспертов, аналитические обзоры региональных рынков труда и специальная подборка нормативно-правовых актов по трудовому законодательству.


Марат Байгереев
Директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда в 2009-2017 гг.,
Учредитель АНОО ДПО «Институт труда»

Cтаж государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации 12 лет, опыт работы на руководящих должностях в центральном аппарате (г. Москва) Минтруда России и Минздравсоцразвития России – более 10 лет (согласно Распоряжению Правительства РФ №180-р от 16.02.08 – государственный советник Российской Федерации 3 класса). Повышение квалификации и стажировки в МИД России, в ведущих университетах, а также в государственных и муниципальных органах управления США, Великобритании, Нидерландов и ФРГ по распоряжениям Администрации Президента РФ.
Опыт управления бюджетным учреждением — 9 лет.


© АНОО ДПО «Институт труда», 2018 г.
Иркутск, ул. Софьи Перовской 30
тел.: (3952) 458-500, 
тел. В Улан-Удэ: 
(3012) 212-791

 Заявки на дистанционное обучение принимаются по эл. почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на сайте Института труда: он-лайн заявка
Получите больше информации на наших семинарах…