Две процедуры аттестации экспертов

Летом 2015 г. нормативно-правовая база специалистов по охране труда и промышленной безопасности пополнилась новыми интересными для экспертов документами.

кремль

Вид на Кремль с 7 этажа Минтруда России (сейчас — Роструд). Фото М.C. Байгереева, 2004 г.

Минюст России 23 июля зарегистрировал приказ Минтруда России от 29 апреля 2015 г. № 258н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

Ростехнадзор, в свою очередь, выпустил похожий распорядительный акт, но в своей сфере деятельности – приказ от 30 июня 2015 г. № 256 «Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена для аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

С упомянутым приказом Минтруда никаких проблем пока не наблюдается, поскольку эта услуга уже почти год успешно реализуется министерством, аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда идёт полным ходом, реестр экспертов пополняется каждый месяц, серьёзных перебоев в тестировании и получении сертификатов, по нашим данным, до сих пор не возникало. Регламент Минтруда России лишь формализовал сложившуюся и отработанную в течение года практику фактического оказания этой услуги, а государственная регистрация в Минюсте России этого ведомственного Приказа придаёт указанному Административному регламенту высокий статус нормативного правового акта, то есть обязательного для применения всеми без исключения заинтересованными организациями и лицами. Законодательство в этой части работает.

Но самое главное, законодатель заранее позаботился о правовой преемственности и предусмотрел в статье 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» переходные положения, позволяющие работникам испытательных лабораторий временно выполнять обязанности экспертов до прохождения аттестации в Минтруде России.

Гораздо сложнее получилось с правоприменением распорядительных актов Ростехнадзора. Упомянутый Приказ № 256, выпущенный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности», утвердил Порядок проведения квалификационного экзамена для аттестации экспертов в области промышленной безопасности, согласно которому аттестация экспертов значительно усложнилась: добавились этапы аттестации, категории экспертов, новые формы документов и т.д.

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015 г. № 509 Ростехнадзору (Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) было поручено утвердить до 1 июля 2015 г.:

  • административный регламент оказания государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности;
  • форму заявления об аттестации;
  • перечень областей аттестации;
  • положение об аттестационной комиссии;
  • требования к проведению квалификационного экзамена;
  • требования к формированию и ведению реестра экспертов в области промышленной безопасности;
  • форму квалификационного удостоверения эксперта в области промышленной безопасности;
  • перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене.

Ростехнадзор выпустил Распоряжение от 9 июня 2015 г. N 73-рп «Об утверждении временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

На официальном сайте Ростехнадзора http://www.gosnadzor.ru/ в подразделе «Аттестация экспертов в области промышленной безопасности» опубликованы нормативные правовые и распорядительные акты, образцы документов, реквизиты и контакты.

Согласно Положению об аттестационной комиссии (Приказ Ростехнадзора от 30 июня 2015 № 254), комиссия формируется из государственных гражданских служащих центрального аппарата Ростехнадзора, а место проведения аттестации экспертов промышленной безопасности: г. Москва, ул. Верхние поля, д. 27, стр. 1, куда эксперт должен явиться лично для тестирования и последующего собеседования по новым правилам.

Это существенное препятствие в получении этой государственной услуги для жителей других регионов! Представьте себе расходы на аттестацию экспертов из Сибири и Дальнего Востока, например. И сколько теперь будут стоить услуги экспертов для конечного потребителя – т.е. для предприятий? Но это пол-беды.

Не решён вопрос и с самой аттестацией экспертов и, соответственно, с их услугами по экспертизе. На сколько правомерна теперь экспертиза промышленной безопасности тех экспертов, которые, по понятным причинам еще не прошли аттестацию по новым, гораздо более сложным и запутанным правилам? Как готовится к многоступенчатому тестированию, где искать тестовые вопросы? На официальном сайте вы их не найдёте, так же как не найдёте и реестра экспертов в области промышленной безопасности. Перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, Ростехнадзор должен был утвердить, напомним, до 1 июля 2015 г. Это поручение Правительства РФ до сих пор не выполнено. И никаких переходных положений в этой части законодательством не предусмотрено. Таким образом экспертиза промышленной безопасности буквально застряла на уровне новых подзаконных актов, и Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в этой части перестал работать! Законодательство в этой части буксует.

Временный порядок предоставления государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности (упомянутое уже Распоряжение от 9 июня 2015 г. N 73-рп) – это ещё не административный регламент. В этой части постановление Правительства РФ от 28 мая 2015 г. № 509 тоже «зависло».

Правила разработки и утверждения административных регламентов, требования к регламентам и т.п. установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Это постановление предусматривает, например, обязательность предварительной независимой экспертизы самого регламента, приложения к нему блок-схемы предоставления государственной услуги – то есть то, что есть в упомянутом выше нормативном акте Минтруда России, но отсутствует в распорядительном акте Ростехнадзора.

Интересно сравнить две процедуры оказания этого вида госуслуг для экспертов, разработанные этими двумя федеральными ведомствами.

Аттестационное испытание кандидата в эксперты по проведению специальной оценки условий труда осуществляется Минтрудом путём дистанционного тестирования с использованием сети Интернет. Физически получателю этой государственной услуги достаточно явиться в указанное Минтрудом России время и место – территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда в том регионе, где проживает заявитель. Минтруд сделал всё, чтобы его государственная услуга была максимально, на сколько это возможно, приближена к гражданину – потребителю услуги, а не гонять людей в Москву. Перечень вопросов и технические средства тестирования кандидатов в эксперты были разработаны в относительно короткие сроки. Минтруд России также сделал всё, чтобы организации не испытывали нехватку в экспертах. Процедура тестирования одноступенчата, проста и понятна. В относительно короткие сроки и без особых проблем сформировав государственный реестр новых экспертов, Минтруд получил инструмент контроля качества их работы. Эксперту не сложно попасть в реестр Минтруда России, но остаться в нём и не потерять сертификат, а значит профессию эксперта, становится гораздо сложнее, учитывая те же самые проблемы качества, которые испытывает экспертиза в области промышленной безопасности.

Ростехнадзор замкнул систему аттестации экспертов на своём центральном аппарате (г. Москва), хотя мог бы по примеру Минтруда России использовать потенциал территориальных органов, при этом, также по примеру Минтруда, не передавая им оказание самой услуги: в государственных инспекциях труда в регионах лишь предоставляют технически оснащённый кабинет, в котором осуществляется доступ к дистанционному тестированию и проверяют подлинность личности тестируемого заявителя. Регламент Минтруда работает. Остается лишь посочувствовать экспертам в области промышленной безопасности и посоветовать им, а также их клиентам, то есть предприятиям, которые ждут экспертизу промышленной безопасности эксплуатируемых ими опасных производственных объектов, набраться терпения и с пониманием отнестись к новациям Ростехнадзора в надежде на скорое решение проблемы.


Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Марат Байгереев
Москва-Иркутск, сентябрь 2015 г.

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Вид на Москву (Биржевая пл., 1) с высоты Минтруда России в 2005 г. (фото автора)

Смотрите все наши видео по трудовому законодательству (HR, охрана труда, кадровое делопроизводство и управление персоналом) на профессиональном канале Института трудаЛучшие в социально-трудовой сфере профессиональные видеоролики! Все видео обработаны и снабжены титрами, комментариями и пояснениями для целей дистанционного обучения

Заявки на дистанционное обучение принимаются по эл. почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на сайте ВСФ НИИ ТСС Минтруда России: он-лайн заявка