О государственной экспертизе условий труда

схема госэкспертизы

Статья 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» была внесена в Трудовой кодекс РФ в числе многих других поправок Федеральным законом № 90-ФЗ 30 июня 2006 г.[1] Эта норма обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то время таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России[2] утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда своим Приказом № 549н 12 августа 2014 г. уже во исполнение части 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ.

Как проводилась госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта (2006-2014 гг.)?

Согласно первой части ст. 216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) была наделена полномочиями на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эту функцию Роструд осуществляет через свои территориальные органы – государственные инспекции труда в каждом субъекте Федерации. Напомним, что согласно ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из Роструда и государственных инспекций труда. В действительности, государственные инспекции труда не проводили экспертизу условий труда и никогда не выдавали экспертных заключений, да и в основных полномочиях федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ) такая функция прямо не указана. Несмотря на то, что в Положении о государственной инспекции труда любого региона (см. п. 9.3.5) было прямо указано на осуществление государственной экспертизы условий труда, сама услуга не была регламентирована в виду отсутствия на федеральном уровне соответствующего подзаконного акта, как того требовала упомянутая норма первой части ст. 216.1 ТК РФ.

Зато на региональном уровне административные регламенты оказания такой услуги были приняты, поэтому экспертиза условий труда традиционно проводилась и проводится соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ (комитетами по труду, департаментами труда, министерствами труда регионов и т.п.). Теперь эта функция регламентирована Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» и субъекты Федерации должны привести свои регламенты в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» однозначно определено, что экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. А Федеральным законом № 421-ФЗ внесены соответствующие изменения в статью 216.1 ТК РФ, согласно которым государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • фактических условий труда работников.

Интересен тот факт, что в проекте федерального закона «О специальной оценке условий труда» до его внесения Правительством РФ в Госдуму органов исполнительной власти субъектов РФ в качестве проводников государственной экспертизы вообще не было. Эту функцию закрепили за регионами уже в процессе обсуждения законопроекта депутатами по настоянию органов исполнительной власти субъектов Федерации, которые многие годы по факту и в соответствии со своими регламентами предоставляли гражданам и организациям этот вид услуг.

Итак, цели государственной экспертизы условий труда скорректированы, акценты расставлены, полномочия между федеральным центром и регионами разделены, Минтруду России осталось лишь регламентировать Порядок предоставления этой государственной услуги, что и было сделано Приказом № 549н.

В соответствии с указанным Порядком, Роструд проводит государственную экспертизу условий труда только в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или)[3] опасными условиями труда в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации, т.е. в тех случаях, когда экспертиза условий труда должна осуществляться в отношении работников юридических лиц, зарегистрированных за пределами юрисдикции органа исполнительной власти субъекта Федерации. Во всех остальных случаях государственная экспертиза условий труда – это ответственность исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До принятия Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, т.е. на протяжении многих лет эта услуга осуществлялась исключительно органами по труду субъектов Федерации. Комитеты по труду, департаменты труда и занятости, агентства по труду и занятости, министерства труда и занятости и т.п. в регионах проводили экспертизу примерно по той же схеме, которая приведена в Разделе V Порядка, с той лишь разницей, что в то время анализировались материалы аттестации рабочих мест по условиям труда на соответствие Трудовому кодексу РФ, Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н) и действовавшим в тот период нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.

Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (Раздел VI Порядка) ранее органами государственной экспертизы не проводилось в силу отсутствия средств в региональных бюджетах, так как услуга предоставлялась органами по труду субъектов РФ всем заявителям бесплатно. Теперь государственная экспертиза бесплатна только для государственных исполнительных и судебных органов. На государственной регистрации в Минюсте России находятся Методические рекомендации Минтруда России по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Принятый Минтрудом России Порядок в Разделе VI подробно расписывает процедуру проведения измерений с привлечением независимой лаборатории с указанием источников финансирования этой услуги. В этой связи, Порядок восполняет пробел и закрывает самое слабое место государственной экспертизы времён аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку именно отсутствие необходимых измерений являлось её уязвимым звеном. Экспертиза условий труда ранее проводилась в кабинете эксперта, который главным образом проверял наличие ошибок и нарушений в оформлении карт аттестации, а также правильность предоставления гарантий, льгот и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Корректность протоколов измерений, на основе которых производилась оценка (класс, подкласс) условий труда была исключительно на совести аттестующей организации. Теперь ситуация должна измениться, потенциальные заявители получили мощный рычаг противодействия недобросовестным оценщикам и аттестующим организациям.

Вместе с тем, следует ожидать существенного повышения цен на услуги по специальной оценке условий труда, так как не секрет, что именно за счет экономии на проведении измерений (исследований) факторов производственной среды и трудового процесса аттестующие организации, конкурируя между собой, предлагали заказчикам низкие, порой аномально низкие, цены. Поскольку Порядок государственной экспертизы в контексте введённых в КоАП санкций за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда существенно повышает цену ошибок, то очевидно, что стоимость этого вида услуг вырастет уже в ближайшем будущем. Напомним, что с 2015 г. эксперты по проведению специальной оценки рискуют получить административный штраф до 50 тыс. рублей, дисквалификацию до 3 лет и лишение сертификата Минтруда России на право заниматься профессиональной деятельностью. Организации-оценщики, проводящие СОУТ, рискуют получением штрафа в размере до 200 тыс. рублей, административным приостановлением деятельности до 90 суток и аннулированием аттестата аккредитации (см. ст. 14.54 КоАП).

В этой связи, не сложно предположить и вероятность многочисленных конфликтов из-за разногласий, возможность которых предусмотрена частью 4 статьи 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и соответствующим Порядком рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда. Указанный Порядок утвержден Приказом Минтруда России № 652н от 22 сентября 2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 21 ноября 2014 г. № 34817). В соответствии с этим Порядком, Минтруд России является последней досудебной инстанцией в рассмотрении разногласий по проведению СОУТ.

В заключение следует отметить ряд моментов.

Первое. Порядок проведения государственной экспертизы условий туда повышает роль государственного эксперта (государственных экспертов) и цену их ошибок при проведении экспертизы. Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве каких либо специальных требований к государственным экспертам в отличие от требований, предъявляемых в ст. 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» к экспертам организаций, проводящих специальную оценку условий труда, (обязательность аттестации в Минтруде России, опыт работы, повышение квалификации и пр.), Минтруд России дал ясный сигнал в адрес органов исполнительной власти субъектов Федерации предусмотреть средства в их бюджетах не только на оказание самой услуги, но и на соответствующую подготовку государственных служащих, которые станут государственными экспертами. Кроме того, регионам следует быть готовыми к уровню оплаты труда государственных экспертов, адекватному уровню их квалификации. В противном случае, комитеты по труду, департаменты труда и занятости, агентства по труду и занятости, министерства труда и занятости в регионах, как и прежде, будут испытывать острую нехватку кадров требуемой квалификации, но теперь в свете упомянутых приказов Минтруда России № 549н и 652н, под угрозой оспаривания заключений государственной экспертизы в Минтруде России и в судах.

Второе. Согласно п. 20 Порядка, государственная экспертиза условий труда не проводится при отсутствии в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 11. Между тем, заявитель-работник, по тем или иным причинам может не знать, например, индивидуальный номер своего рабочего места или сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда. На практике, распространены случаи, когда работников знакомят под роспись с картами аттестации (оценки условий труда) формально или вообще забывают это сделать. В этой связи возможно противоречие с нормой статьи 216.1 Трудового кодекса РФ. Согласно второй части этой статьи, если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

И, наконец, третье. Работодатель прилагает к заявлению помимо прочих документов, указанных в п. 11 Порядка, положение о системе оплаты труда работников при наличии. На слова «при наличии» следует обратить внимание очень многим кадровикам и государственным инспекторам труда по правовым вопросам. Статья 135 ТК РФ не обязывает работодателей устанавливать системы оплаты труда именно «положением». Достаточно любого локального нормативного акта. Но это уже тема другой статьи…

© Байгереев Марат Серикбаевич, 2014 г.

За дополнительными консультациями обращайтесь в ВСФ ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России: г. Иркутск, (3952) 458-500


 

[1] Марат Серикбаевич Байгереев — один из авторов Комментариев официальных органов к Трудовому кодексу РФ (под ред. А.Л. Сафонова), в период 2004–2006 гг. возглавлял отдел Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, был в составе экспертов рабочей группы (со стороны Правительства РФ) при Комитете Госдумы РФ, принимавших участие в подготовке поправок в Трудовой кодекс РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.

[2] Указ Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

[3] На самом деле, по классификации, определенной Федеральным законом № 426-ФЗ (ст.14), условия труда могут быть либо вредными, либо опасными, это значит, что широко распространенное, привычное клише «и (или)» в приведенном словосочетании юридически не правильно.