Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство

В апреле 2006 г. по приглашению Международного трудового фонда Кореи (KOILAF) российская трёхсторонняя делегация, включающая представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России, посетила Сеул. В рамках программы визита состоялись встречи с руководителями и должностными лицами Министерства труда Кореи, Трёхсторонней комиссии Кореи, Корейской федерации работодателей, Корейского объединенного совета профсоюзов, LG Electronics, Korean Telecom, Hyundai Motor Company. Большой интерес вызвал семинар, посвященный трехстороннему сотрудничеству между Россией и Кореей, в котором приняли участие посол РФ в Южной Корее, члены Национальной ассамблеи Кореи, ученые и бизнесмены, студенты Сеульского университета.

Первое, что бросается в глаза в сегодняшней Корее, – это разветвленная, хорошо продуманная транспортная инфраструктура, великолепные дороги и развязки, практически полное отсутствие пробок, несмотря на тысячи автомобилей, высокую интенсивность движения и плотность жилых застроек в мегаполисах. Труд в этой стране возведен в ранг национального культа. До сих пор многие корейцы продолжают выходить на работу по субботам за обычную плату: 40-часовую рабочую неделю начали вводить лишь с середины 2004 г. очень осторожно и поэтапно. При этом зарплата среднестатистического корейца превышает 2 тыс. долл., ВВП на душу населения – 12 тыс. долл.

Трёхсторонняя комиссия Кореи (фото автора)

Становление системы трудовых отношений в Южной Корее началось в послевоенные 60-е годы прошлого века (после разделения на Север и Юг) в связи с индустриализацией страны и появлением рабочего класса. О серьезном рабочем движении в тот период говорить не приходилось: приоритетом военной диктатуры был экономический рост за счет безжалостной эксплуатации наемного труда, экономии на социальных расходах и политики ограничения потребления. Именно тогда были основаны крупнейшие корейские корпорации – им отводилась главная роль в осуществлении экономического рывка.

Важнейшим импульсом к интенсивному развитию профсоюзов, активизации рабочего движения и, как следствие, увеличению числа конфликтов и трудовых споров между работниками и менеджментом предприятий стала ”Декларация демократизации” (29 июня 1987 г.). Годы диктаторского правления не могли не повлиять на социальных партнеров – они оказались не готовыми к социальному диалогу в новых условиях. Накопленное недовольство трудящихся сработало, как пружина, – резкий всплеск протестного движения после декларации президентом страны трудовых прав работников и столь же быстрое его угасание. На 1987 г. пришелся пик забастовок и коллективных трудовых споров – 3749 (причем порядка 3300 споров отмечено в первые три месяца – с июля по сентябрь); в 1988 г. их было уже 1873, в 1989 г. – 1616. Благодаря активности профсоюзов зарплата работников ежегодно увеличивалась более чем на 10%. По данным Минтруда Кореи, в 2004 г. средняя зарплата на предприятии с числом 10 и более работников составляла 2,373 млн. вон (1 долл. США = 1116) в месяц в номинальном исчислении и 2,069 млн. вон – в реальном (в ценах 2000 г.).

В декабре 1991 г. Корея стала 152-м членом МОТ, а в 1996 г. – 29-м членом ОЭСР. В 1993 г. корейское правительство приняло нормативный Акт об основах политики занятости (Basic Employment Policy Act). В 1995 г. была основана национальная система страхования от безработицы.

Следующий этап развития социально-трудовой сферы Кореи связан с азиатским финансовым кризисом конца 1997 г. Для скорейшего преодоления его последствий президент страны предложил создать на национальном уровне консультативный орган социального партнерства. 15 января 1998 г. была образована Трехсторонняя комиссия Кореи, в которую вошли представители правительства, профсоюзов и работодателей, а 6 февраля заключено беспрецедентное в истории страны трехстороннее Соглашение о преодолении экономического кризиса (Social Agreement for Overcoming the Economic Crisis). Этот документ способствовал расширению сферы действия основных трудовых прав, снятию запрета на политические выступления профсоюзов. Вместе с тем Соглашение содействовало повышению гибкости рынка труда путем введения системы сокращения избыточного персонала и увольнения работников. С тех пор правительство, осознавая необходимость повышения качества жизни трудящихся и достижения более гибкой и стабильной занятости, продолжает предпринимать планомерные усилия по установлению и расширению новой культуры социального партнерства во всех сферах экономики.

В сентябре 2003 г. правительство объявило об основных направлениях экономической реформы, взяв курс на социальную интеграцию, минимизацию социальных издержек, выражающихся в трудовых конфликтах, повышение конкурентоспособности предприятий за счет большей гибкости рынка труда и подготовки квалифицированной рабочей силы. Особенно важно отметить, что эти предложения готовились при активном участии социальных партнеров в Трехсторонней комиссии. Результаты не заставили себя долго ждать: уже в 2004 г. потери рабочего времени из-за трудовых споров, несмотря на забастовки в службах метрополитена, металлургических компаниях, больницах и других крупных организациях, удалось сократить до 8% по сравнению с предыдущим годом. Тогда же Национальная ассамблея Кореи приняла закон о праве на организацию профсоюзов и ведение коллективных переговоров.

Собственно, 2004 г. можно назвать годом окончательного оформления в Южной Корее современной системы социально-трудовых отношений. С 27 декабря 2004 г. Закон о пенсионном обеспечении (Employee Retirement Benefit Security Act) ввел накопительную схему пенсионного страхования работников, сменившую устаревшую систему выходных пособий образца 1961 г.

С 1 июля 2004 г. в результате пересмотра в сентябре 2003 г. Закона о трудовых стандартах (Labor Standards Act) была введена 40-часовая рабочая неделя для предприятий с 1 тыс. и более работников, финансовых и страховых компаний, а также бюджетных организаций (а это более чем 80-90% общего количества рабочих мест). С 1 июля 2005 г. действие данного закона распространено на предприятия с численностью от 300 до 999 работников, с 1 июля 2006 г. – на предприятия с численностью от 100 до 299 работников, с 1 июля 2007 г. оно охватит организации, где трудятся 50-99, с 1 июля 2008 г. – 20-49, к 2011 г. – менее чем 20 работников. При этом по согласованию между работниками и работодателем 40-часовая рабочая неделя может быть введена и до указанных сроков.

Закон реализуется очень осторожно. Чтобы показать пример сектору общественных услуг, центральное правительство и местные власти с 1 июля 2004 г. перешли на режим ”свободной второй субботы”, а с 1 июля 2005 г. – на режим ”свободной субботы”, то есть на полноценную пятидневную рабочую неделю.

Сверхурочная работа оплачивается работодателем в размере 50%, но в первые три года действия закона для компаний, перешедших на сокращенную рабочую неделю, эта ставка снижена до 25% за первые четыре часа переработки.

Осознавая высокую ответственность законодательного сокращения рабочей недели Министерство труда Кореи совместно с Министерством финансов и экономики предприняло комплекс подготовительных мер, включая прямое субсидирование и налоговое стимулирование предприятий, которые согласились перейти на 40-часовую рабочую неделю.

Особенных успехов удалось достичь в области занятости. Ускоренный экономический рост на протяжении последних десятилетий обеспечивал практически полную занятость населения, несмотря на высокие темпы вовлечения в экономику трудовых ресурсов страны: при росте экономически активного населения с 8,230 млн. человек в 1963 г. до 23,370 млн. человек в 2004 г. уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Тяжелые последствия для занятости имел финансовый кризис; в результате реструктуризации корейских компаний тысячи людей оказались буквально на улице, а всплеск безработицы достиг небывалых для экономики страны размеров – 7%. Правительство предприняло широкомасштабные меры по созданию 400 тыс. дополнительных рабочих мест в целях предотвращения последствий кризиса.

Следующим значительным достижением стало заключение между правительством, работодателями и профсоюзами 10 февраля 2004 г. трехстороннего Социального пакта по созданию рабочих мест (Social Pact for Job Creation). Правительство также издало специальный Акт о содействии молодежной занятости (Special Act to Ease Youth Employment) для обеспечения рабочими местами и получения профессиональной подготовки 150 тыс. молодых людей (соответствующие расходы составили 564,3 млрд. вон, что превышает 500 млн. долл.). Существенной модернизации подверглась служба занятости, ориентированная на предоставление безработным высококачественного сервиса в сфере трудоустройства. Сейчас 97 инновационных центров занятости Минтруда Кореи предоставляют весь комплекс услуг по принципу ”одного окна” (Zero Stop Employment Service), включая трудоустройство, профобучение, профориентацию молодежи, выплату пособий по безработице и т.д.

Благодаря этим усилиям в относительно короткие сроки удалось изменить динамику безработицы и уже с начала 2001 г. стабилизировать ее уровень на отметке 3-3,5%. По результатам 2004 г. Министерство труда Кореи было названо лучшим среди государственных органов.

Современная Корея – это 1 млн. 356 тыс. предприятий, на которых трудятся свыше 15 млн. наемных работников, и 7,8 млн. самозанятого населения, из них 60% – в сфере услуг, 30% – в промышленности. В 2004 г., по данным Банка Кореи, производство реального ВВП составило 693424 млрд. вон, ВНП – 779468 млрд. вон, ВНП на душу населения – 14162 долл.

Минимальная оплата труда и социальные инвестиции

Минимальный размер оплаты труда законодательно утвержден 24 ноября 2000 г. и распространяется на всех работников вне зависимости от профессии и отраслевой принадлежности. Ее величина устанавливается специальным Советом по минимальной оплате труда (Minimum Wage Council), который включает девять представителей работодателей, работников и правительства. Ежегодно не позднее 5 августа Минтруд Кореи обязан объявить МРОТ (после консультаций с этим Советом), который действует с 1 сентября текущего до 31 августа следующего года. Так, с 1 сентября 2004 г. до 31 августа 2005 г. МРОТ в стране составлял 2840 вон в час, или 22720 вон в день (это примерно 2,5 и 22,5 долл. соответственно). При этом работникам моложе 18 лет в первые шесть месяцев работы выплачивается 90% МРОТ (2556 вон в час).

В посткризисный период уровень месячной минимальной оплаты труда ежегодно повышался со 144 тыс. вон в 1998 г. (примерно 112 долл. по действовавшему тогда курсу) до 576260 вон (более 516 долл.) в 2003-2004 гг.

В 1990 г. для занятых в промышленности была введена система жилищного обеспечения, которую в дальнейшем распространили и на работников других отраслей. Помимо прямого (непосредственно работникам) и косвенного (через работодателя) субсидирования найма жилья, практикуются льготные (2-3% годовых) ссуды на покупку квартиры или наем жилплощади. За период 1994-2004 гг. свыше 442 тыс. работников воспользовались займами на общую сумму более 14 млрд. долл.

Для организации досуга трудящихся правительство открывает культурно-развлекательные центры, оснащенные необходимым спортивным инвентарем и другим оборудованием: за период с 1992 г. по 2003 г. их число достигло 39.

В 1992 г. был принят Закон о фондах благосостояния трудящихся (Employee Welfare Fund Act), согласно которому работодатели отчисляют часть прибыли на соответствующие программы для своих работников. До 50% размера годового взноса в эти фонды, включая инвестиционные проценты от размещения средств, идет на финансирование жилищных займов, обучение в вузах, материальную помощь и т.д. В декабре 2004 г. 1031 компания инвестировала в систему таких фондов свыше 6,5 млрд. долл.

В целях вовлечения работников в управление своими компаниями, повышения их благосостояния и ответственности за судьбу фирмы, а также развития социального партнерства в стране действуют специальные программы (Employee Stock Ownership Plan), позволяющие работникам на льготной основе приобретать акции своих предприятий. В декабре 2004 г. в стране действовало 2259 таких программ, через которые было распространено более 307 млн. акций.

Правительство субсидирует затраты на обучение в вузах малообеспеченных работников и их детей. В 2004 г. 44172 человека получили целевые субсидии на образование (свыше 42 млн. долл.). Правительство также предоставляет ссуды малоимущим на неотложные нужды (затраты на лечение, свадьбы, похороны, уход за больными родственниками и т.п.): в 2004 г. общая сумма ссуд, выданных 61436 работникам, превысила 263 млн. долл.

Трудовые споры и социальное партнерство

Основные причины трудовых споров – разногласия, связанные с заработной платой, условиями труда и занятости, сокращениями персонала и т.д. Пик выступлений пришелся на 1987 г. (в связи с либерализацией трудовых отношений), затем динамика коллективных трудовых споров резко снизилась. Новый ее подъем произошел в 1998 г., что во многом было обусловлено последствиями глубокого экономического кризиса в странах АТР.

На конец декабря 2004 г. Министерством труда Кореи было зарегистрировано 462 коллективных трудовых спора: общее количество участников – 211 тыс. человек, средняя продолжительность – 24,66 дня.

Основным результатом демократизации социально-трудовых отношений стало постепенное осознание профсоюзами и менеджментом необходимости согласования интересов путем переговоров и социального диалога, а не посредством усиления противостояния. Социальному партнерству уделяется большое внимание как на национальном, так и на корпоративном уровне.

Если трудовые споры заходят в тупик, стороны могут воспользоваться услугами посредников: система трудового арбитража и посредничества включает в себя общественные институты – комиссии по трудовым отношениям (Labor Relations Commission) и частные институты посредничества.

Существует еще один официальный способ урегулирования трудовых конфликтов – трудовой арбитражный суд. Арбитражный суд рассматривает трудовые конфликты в случае поступления иска от обеих сторон или от любой из сторон, если таковое предусмотрено в коллективном договоре, а также при возникновении спора в жизненно важных отраслях и общественных службах (железные дороги, общественный транспорт, электро-, водо- и газоснабжение, телекоммуникации, больницы, Банк Кореи и т.п.).

В особых случаях, когда коллективный трудовой спор грозит широкомасштабной забастовкой, затрагивает национальные интересы или способен оказать существенное влияние на экономику страны, в качестве посредника может выступить министр труда, который выносит решение после консультаций с председателем Национальной комиссии по трудовым отношениям. В этом случае до вынесения решения в течение 30 дней действует запрет на забастовку и любые другие массовые акции.

Планомерно проводя политику социального партнерства и культивируя в сознании общества ценности социального диалога, в 1980 г. правительство специальным нормативным актом обязало предприятия с численностью 100 и более работников учредить трудовые советы, в которых представлены стороны работников и менеджмента. С 1987 г. такие советы стали обязательными для предприятий с численностью 50 и более работников. Данный законодательный акт постоянно совершенствуется, степень охвата предприятий расширяется.

Минтруд Кореи (фото автора)

Трехсторонняя комиссия Кореи

Это консультативный орган социального партнерства при президенте, созданный в ответ на вызовы азиатского финансового кризиса в 1997 г.

На постоянной основе Трехсторонняя комиссия Кореи начала работать с принятием 24 мая 1999 г. специального закона (Act on Establish and Operation of the Korea Tripartite Commission, Legislation № 5990).

Комиссия включает Пленарный комитет, Постоянный комитет, три подкомитета (по промышленности, экономике и социальным делам), четыре специальных комитета и секретариат.

Пленарный комитет – основной орган Комиссии – включает 19 представителей профсоюзов, работодателей, правительства и общественности. Все участники этого комитета назначаются президентом.

Состав Пленарного комитета:

  • Председатель Трехсторонней комиссии Кореи,
  • Заместитель председателя и Генеральный секретарь Трехсторонней комиссии Кореи,
  • Председатель Федерации корейских профсоюзов (Federation of Korean Trade Unions),
  • Председатель Корейской федерации работодателей (Korea Employers Federation),
  • Председатель Федерации корейских промышленников (Federation of Korean Industries),
  • Заместитель премьер-министра, Министр финансов и экономики,
  • Министр труда,
  • Министр торговли, промышленности и энергетики,
  • Министр планирования и бюджета,
  • Председатель Комиссии финансового надзора,
  • 9 экспертов, представляющих общественные группы.

Пленарный комитет занимается финальным обсуждением вопросов, предварительно проработанных другими комитетами Комиссии. Решение принимается квалифицированным большинством, то есть за него должно проголосовать не менее двух третей присутствующих на заседании членов Комитета. Повестку дня Пленарному комитету представляет Постоянный комитет, который координирует деятельность других комитетов Комиссии, обеспечивая предварительное обсуждение и проработку вопросов.

В Постоянном комитете – 25 членов:

  • Заместитель председателя и Генеральный секретарь Трехсторонней комиссии Кореи,
  • Генеральный секретарь Федерации корейских профсоюзов,
  • 4 председателя отраслевых профсоюзов, входящих в Федерацию корейских профсоюзов,
  • Заместитель председателя Корейской федерации работодателей,
  • Заместитель председателя Федерации корейских промышленников,
  • Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Кореи,
  • Заместитель председателя Корейской федерации малого и среднего бизнеса,
  • Представитель от работодателей (рекомендуется менеджментом корпораций),
  • Заместитель министра финансов и экономики,
  • Заместитель министра труда,
  • Заместитель министра торговли, промышленности и энергетики,
  • Заместитель министра здравоохранения и благосостояния,
  • Заместитель министра планирования и бюджета,
  • Заместитель председателя Комиссии финансового надзора,
  • 9 экспертов, представляющих общественные группы.

Символ трёхстороннего сотрудничества (фото автора)

Профсоюзы

По данным Минтруда Кореи, на конец 2003 г. в стране было зарегистрировано 6257 профсоюзов, в которые входили 1549949 членов.

Профсоюзы представлены собственно профорганизациями, федерацией профсоюзов и национальными конфедерациями. Если профорганизации построены на индивидуальном членстве работников, то федерации профсоюзов – по отраслевому принципу. Национальная конфедерация включает в себя отраслевые федерации или национальные отраслевые профобъединения. В Корее действуют два общенациональных объединения – Федерация корейских профсоюзов (FKTU) и Корейская конфедерация профсоюзов (KCTU).

Федерация корейских профсоюзов объединяет 28 отраслевых федераций, 3951 профорганизацию (831660 членов). Это старейший профсоюз, существующий с 1919 г., когда рабочее движение за независимость против колониального правления Японии существовало подпольно. Корейская конфедерация профсоюзов, получившая признание лишь в 1999 г., представляет 15 отраслевых федераций, 1332 профорганизации, объединяющие 673880 членов. Кроме того, в Корее зарегистрированы 974 независимые профорганизации с общим членством 44409 человек, не состоящих ни в одной из общенациональных конфедераций.

Корейская федерация работодателей

Корейская федерация работодателей (KEF – Korea Employers Federation) – независимая экономическая организация, основанная в 1970 г. в целях защиты интересов работодателей, содействия социальному миру и развитию национальной экономики. KEF включает в себя 13 региональных работодательских ассоциаций, 30 экономических и торговых объединений, около 4 тыс. основных предприятий промышленности, строительства, транспорта, банковского сектора, страхования, сферы услуг. KEF сотрудничает с любыми организациями независимо от размера и отраслевой принадлежности. Ведет активную международную деятельность, является членом Международной организации работодателей, участвует в органах управления МОТ.

В 1989 г., в период обострения в стране социально-трудовых отношений, KEF организовала Совет корейских экономических организаций (Council of Korean Economic Organizations), в который вошли 73 объединения, включая пять крупнейших: помимо самой KEF, это Федерация корейских промышленников, Торгово-промышленная палата, Ассоциация международной торговли, Федерация малого и среднего бизнеса.

С момента образования Трехсторонней комиссии Кореи KEF участвует в её работе, представляя сторону работодателей.

Автор статьи (Корея, г. Сеул апрель 2006 г.)

© Марат БАЙГЕРЕЕВ
Начальник отдела развития социального партнерства Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России. 
© Все фото автора. 2006 г. Москва