Справка о системе районного регулирования оплаты труда (“северные коэффициенты” и т.п.)

В настоящее время с точки зрения особенностей законодательства в сфере районного регулирования оплаты труда выделяются следующие районы с неблагоприятными природно-климатическими условиями:

  • районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера;
  • южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  • районы с неблагоприятными природно – климатическими условиями, где к заработной плате работников применяется районный коэффициент;
  • высокогорные районы;
  • пустынные и безводные местности.

Предлагаем вниманию пользователей нашего сайта аналитическую справку, подготовленную специалистами Минтруда России в далёком 2004 году.

Марат Байгереев
Директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда
и социального страхования

г. Иркутск, мороз -35°С


1930 – 1956 гг.

В СССР при планово-директивном регулировании условий и оплаты труда, с целью привлечения специалистов на строительство крупнейших промышленных объектов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 августа 1930 г. было утверждено Положение о льготах для лиц, работающих в отдаленных местностях СССР и вне крупных городских поселений.

При этом отдаленной считалась местность, если прежнее местожительство привлекаемого работника было удалено от места службы не менее чем 1000 км железнодорожного пути. Был утвержден перечень должностей, с работниками, замещающими их, заключался срочный трудовой договор на срок до 5 лет, и на них распространялись льготы при работе в отдаленных местностях и вне крупных городских поселений. В число льгот были включены: компенсация за проезд, процентные надбавки к заработной плате, дополнительный отпуск и оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, жилищные льготы. Действие указанного постановления было прекращено в 1957 г.

Параллельно развивалось законодательство о льготах и компенсациях северян. Термин “Крайний Север” был узаконен с начала 30-х годов прошлого века. В 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены два понятия “Крайний Север” и “Районы, приравненные к условиям Крайнего Севера”.

Выделение северных территорий, введение в экономическую практику понятий “Крайний Север”, “местности, приравниваемые к районам Крайнего Севера” в большей мере обусловлено социально-экономическими факторами, так как освоение Северного Морского пути, крупных месторождений полезных ископаемых на Кольском полуострове, в Якутии, в Норильске и на других территориях потребовало привлечение рабочей силы на предприятия, в организации и создание определенных преимуществ в оплате труда и компенсаций, способствующих закреплению кадров.

1956 – 1985 гг.

За годы послевоенных пятилеток на Урале, Европейском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке было построено много крупных предприятий, включая предприятия нефтегазодобывающей промышленности. Одновременно строились и благоустраивались города и поселки, совершенствовалась система стимулов для привлечения кадров. В первые годы проводилась строгая ограничительная переселенческая политика, так как льготы и компенсации распространялись только на пришлое население и при условии заключения работником с администрацией предприятия срочного трудового договора. Льготы и компенсации не применялись для местного населения.

Основные принципы районного регулирования оплаты труда были разработаны при подготовке мероприятий по упорядочению заработной платы. В 1956-1960 гг. утверждён порядок определения заработка для начисления районных коэффициентов и надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Одним из основных инструментов повышения размеров оплаты труда в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, стал районный коэффициент. Термин “районный коэффициент” был введён в конце 50-х годов двадцатого века вместо применявшегося ранее термина “поясной тарифный коэффициент”.

Районные коэффициенты первоначально (1957-1960 гг.) устанавливались по территориально-отраслевому признаку к заработной плате работников производственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а с 1964 г. они применялись и к заработной плате работников непроизводственных отраслей указанных районов. Кроме того, на отдельных предприятиях и стройках, имеющих особую народнохозяйственную значимость, в целях стимулирования привлечения на них кадров, устанавливались повышенные районные коэффициенты.

Отнесение территорий к районам Крайнего Севера и к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, осуществлялось постановлениями Советом Министров СССР, а Госкомтруд СССР определял размеры районных коэффициентов для отраслей и предприятий в каждом районе.

Районные коэффициенты вводились постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС. В дальнейшем вопросы, связанные с применением районных коэффициентов регулировались разъяснениями и письмами Госкомтруда СССР. Кроме того, Госкомтруд СССР, по представлению отраслевого министерства или ведомства, мог, в виде исключения, распространить применение районного коэффициента в повышенном размере на отдельные подразделения или категории работников. Данные решения оформлялись в виде постановлений Госкомтруда СССР, либо в виде писем Госкомтруда СССР.

В настоящее время постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, а также письма Госкомтруда СССР продолжают применяться в качестве нормативных правовых актов в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации.

Изначальная идея введения районных коэффициентов – компенсировать различия в стоимости жизни населения, обусловленные различиями в натуральном составе потребления, ценах на товары и тарифы на платные услуги.

При определении размера районного коэффициента также учитывалась необходимость привлечения работника в данную местность или на конкретное предприятие. Районные коэффициенты в максимальном размере – 2,0 устанавливались в районах Крайнего Севера с наиболее суровыми климатическим условиями. Кроме того, в районах Крайнего Севера районный коэффициент в размере 2,0 устанавливался в отраслях и на предприятиях, имеющих важное народно-хозяйственное значение.

Районный коэффициент начислялся на заработок работника в пределах 300 руб. в месяц. Если заработок превышал эту сумму, то районный коэффициент начислялся на часть заработка, составляющую 300 руб.

Следует отметить, что применение к заработной плате работников районных коэффициентов не ограничилось только районами Крайнего Севера и местностями, приравненными к районам Крайнего Севера. Районные коэффициенты также устанавливались на отдельных предприятиях, расположенных на Дальнем Востоке и Восточной Сибири с целью привлечения на них квалифицированных работников.

Как уже отмечалось, за годы послевоенных пятилеток на Севере было построено много крупных предприятий, соответственно было создано большое количество новых рабочих мест, которые оказались привлекательными в первую очередь для жителей территорий, прилегающих к Европейскому Северу (прежде всего из южных районов Архангельской области, Коми АССР, Карельской АССР) из Уральского региона, где была большая концентрация оборонных предприятий, а также из менее освоенных и заселенных, чем центральные районы, но имеющих важное геополитическое значение районов Восточной Сибири, Западной Сибири и Дальнего Востока, не отнесенных к районам Крайнего Севера и местностям, приравненными к районам Крайнего Севера.

Устроившись на работу всего на несколько сотен километров севернее работник оказывался практически в таких же климатических условиях, что и дома, при этом он получал бóльшую заработную плату и ряд льгот. В результате начался процесс интенсивного “вымывания” квалифицированных работников из данных территорий и, как следствие, недостаток рабочей силы.

В 1967-1980 гг. районные коэффициенты были установлены для работников всех организаций Урала, южных районов Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Европейского Севера. Размеры районных коэффициентов к заработной плате были меньше чем в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Таким образом была создана своеобразная “буферная зона” в которой работники получали заработную плату с районным коэффициентом (т.е. в большем размере чем в центральных районах), при этом льготы за работу в тяжелых природно-климатических условиях им не предоставлялись. Работа на Севере для жителей данных территорий стала менее привлекательна и соответственно трудовая миграция населения уменьшилась.

Другим инструментом привлечения и удержания работников на Севере стали процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В отличие от районных коэффициентов, которые применялись к заработной плате работника с первого дня работы на Севере, процентные надбавки устанавливались в зависимости от непрерывного стажа работы на Севере и предназначались в большей степени для закрепления кадров. Процентные надбавки начислялись на заработок без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет в следующих размерах:

  • в районах Крайнего Севера – в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) – 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка;
  • в остальных районах Крайнего Севера – 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки – 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка;
  • в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка;

Также как и районные коэффициенты процентные надбавки начислялись на заработок работника в пределах 300 руб. в месяц.

Лицам, уволившимся в связи с выездом в другие местности с предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а затем возвратившимся на предприятия, в организации и учреждения этих же районов, ранее выслуженные ими надбавки к заработной плате за работу в этих районах уменьшались в зависимости от перерыва в работе. Уменьшение производилось в таком же порядке и размерах, как это предусмотрено за увеличение стажа работы.

В 1972 г. процентные надбавки как и районные коэффициенты были распространены за пределы Севера. Была введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, а также Койгородского и Прилузского районов Коми АССР), за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Кроме районных коэффициентов система районного регулирования оплаты труда включала в себя применение коэффициентов за работу в высокогорных районах и коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах и коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, как правило, устанавливались письмами Госкомтруда СССР на предприятиях и в редких случаях постановлениями Госкомтруда СССР (в большей степени за работу в пустынных и безводных местностях) на соответствующих территориях. В силу в особых природно-климатических условий (разряженный воздух на больших высотах над уровнем моря, высокая температура) отмечалось снижение производительности труда работников по сравнению с центральными районами России и как следствие уменьшение размера их заработка при сдельной форме оплаты труда. Коэффициенты за работу в высокогорных районах и коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях должны были компенсировать это снижение. Позднее данные коэффициенты стали применяться и к заработной плате работников с повременной системой оплаты труда. На одной и той же территории могли применяться районные коэффициенты и коэффициенты за работу в высокогорных районах.

Учитывая, что работники привлекались из других территорий страны были предусмотрены соответствующие компенсации в связи с переездом, а также ряд жилищных льгот.

Работа и проживание в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями оказывает отрицательное влияние на здоровье людей. Это обусловило установление пенсии в связи с работой на Крайнем Севере мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, при условии, что они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

С целью “мягкого” принуждения проводить отпуск в районах с более благоприятными природно-климатическими условиями трудящимся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один раз в два года оплачивался проезд к месту отдыха и обратно. Предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным в указанных районах, было разрешено оплачивать стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в два года, наряду с оплатой проезда самого работника, двум членам его семьи (супруг, дети). 

1985 – 2001 гг.

В результате реформ М.С. Горбачева и в переходный период от планового хозяйства к рынку произошло резкое снижение уровня реальной заработной платы работников и реальных доходов населения. Северные районы из-за повышения цен и тарифов, особенно на энергоносители и транспорт, несмотря на применяемые районные коэффициенты, постепенно утратили преимущества в заработной плате и доходах. Болезненный удар по северянам нанесла инфляция. Денежные доходы, а, следовательно, и сбережения граждан (отложенный спрос) на Севере были традиционно гораздо выше, чем в среднем по СССР. Этому способствовало то, что на Север люди ехали зарабатывать деньги, которые собирались потратить позднее.

Инструменты районного регулирования оплаты труда стали использовать для решения социальных проблем переходного периода. Решающим становилось способность региональных политиков “пролоббировать” тот или иной политически выгодный им законодательный или нормативный правовой акт на федеральном уровне. Стремительное падение доходов граждан пытались компенсировать повышением районных коэффициентов, введением новых льгот и прочими гарантиями, реально не обеспеченными финансами государства. Различными документами федерального уровня был расширен Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, который был больше предметом политического торга, нежели экономически и финансово обоснованными расчетами.

На территориях, расположенных вокруг новой границы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вводились районные коэффициенты (в Вологодской области, в северных районах Кировской области), а в целом ряде регионов они были повышены.

Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов, при отнесении затрат на указанные цели за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании пункта 13 названного постановления в большинстве северных субъектов в 1991-1992 гг. были повышены районные коэффициенты субъектами РСФСР.

С целью повышения благосостояния населения и закрепления кадров с 1 января 1986 г. была введена выплата процентных надбавок за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР, и Читинской области, а 1 ноября 1989 г. за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края.

Надбавки выплачивались в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка. Эти размеры сохранялись при переходе работника на работу в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера.

В новых условиях рыночного хозяйствования существовала острая необходимость адаптации законодательства по районному регулированию оплаты труда к новым социально-экономическим условиям. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 с 1 июня 1993 г. был введен в действие Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”. В Законе были обобщены и расширены действующие гарантии и компенсации, а также введены новые.

Закрепление в Российской Федерации на законодательном уровне государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вместо применявшихся ранее норм советского законодательства было объективной необходимостью и имело положительное значение.

В тоже время практика применения Закона выявила существенные недостатки. Ряд норм был плохо проработан с юридической точки зрения (допускали различные толкования или отсутствовал механизм их реализации и др.). Закон был принят без достаточной финансовой проработки, и не учитывал радикального изменения форм собственности и необходимости разграничения сфер ответственности и источников предоставления социальных гарантий и компенсаций. Законодатель исходил из унаследованного от плановой экономики представления о федеральном бюджете и государственных внебюджетных фондах как единственных источниках финансирования затрат на гарантии и компенсации для северян. При таком подходе государство вынуждает возмещать издержки на использование рабочей силы предприятия и организация негосударственного сектора экономики, что не соответствует природе рыночных отношений.

Районное регулирование с 2002 г.

В Трудовом кодексе, вступившем в силу с 1 февраля 2002 г., был по сути продублирован ряд норм Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” (глава 50 ТК «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Часть норм были уточнены с учётом изменений, в частности, касающихся оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно.

В настоящее время с точки зрения особенностей законодательства в сфере районного регулирования оплаты труда выделяются следующие районы неблагоприятными природно-климатическими условиями:

  1. Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера

Справочно: Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (с последующими изменениями и дополнениями

  1. Южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока
  2. Районы с неблагоприятными природно-климатическими условиями, где к заработной плате работников применяется районный коэффициент
  3. Высокогорные районы
  4. Пустынные и безводные местности.

На большей части северных территорий до сих пор применяются районные коэффициенты, установленные Госкомтрудом СССР.

Таким образом, советская система, характерная для планово-административного способа хозяйствования, применительно к Крайнему Северу и приравненных к нему местностях оказалась практически неизменной и не соответствует развитию рыночных отношений, препятствуя нормальному развитию предприятий реального сектора экономики и экономическому развитию указанных регионов. В тоже время, следует учесть, что большинство населения, которое испытало тяжелые социальные последствия первых либеральных реформ 1980-90 годов, считают гарантии и компенсации важным элементом своего благополучия и болезненно воспримут их отмену. В этой ситуации необходимо широкое разъяснение экономической сути предлагаемых законодательных инициатив.


© Справка подготовлена специалистами Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России М.В. Сусловой, М.С. Байгереевым С.Ю. Горбарцом в 2004 г.
Публикуется впервые. Источник публикации: интернетресурс Профриск.РФ