Управление рисками: как повысить безопасность, если «новые» правила всё те же?

Жизнь меняется, меняются технологии, техрегулирование, а вслед за ними вводятся новые правила по охране труда. В прошлом году вступил в силу зарегистрированный в Минюсте Приказ Минтруда России от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» взамен Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150). А до них было великое множество (и многие из них до сих пор действуют!) ПТИ, ПТБ и сотни других ведомственных и межведомственных актов, устанавливающих требования безопасности электротехнического персонала… Стала ли работа в электроэнергетике безопаснее? Каков реальный вклад того или иного из этих актов в охрану труда простого электрика?

EL17-не-включать-работа-на-линии

В Правила добавлены новые термины и определения, расширился круг ответственных лиц за безопасное проведение работ в электроустановках, изменились требования при работах на воздушных линиях, добавлены требования по оформлению и передаче документации в электронной форме (наряд-допуск может быть оформлен в электронном виде и передан по электронной почте) и многое-многое другое. Но вместе со старыми вопросами возникают новые, что неизбежно, когда меняются правила. Например, как оформить наряд в электронном виде? Есть вопросы к формам утверждённых документов и др.

Множество правил никогда не добавляло безопасности, более того, чем их больше, тем больше вероятности противоречий между ними, что и наблюдается в повседневной практике. Ситуацию с охраной труда в такой травмоопасной отрасли как электроэнергетика не улучшает и разная подведомственность контрольно-надзорных органов, когда «у семи нянек дитя без глазу». Главная проблема безопасности в отрасли – это сложность администрирования, т.е. управления охраной труда. Формальная «сверхбезопасность» в виде огромного множества ведомственных и межведомственных актов фактически, в реальной жизни увеличивает и без того высокие риски. Как быть? Что делать? Ответ на этот извечный национальный вопрос как всегда прост и сложен одновременно: налаживать реальное, системное, а не формальное, случайное, т.е. «от случая к случаю» (читай: по случаю очередного прихода инспектора на расследование очередного, а значит системного несчастного “случая” – слово “случай” взято в кавычках, поскольку расследование опять покажет, что несчастное происшествие вновь стало закономерным следствием трагического “дежавю”) управление охраной труда.

Любая современная система управления охраной труда (неважно какая она «по имени» сертификации OHSAS, ANZI или что-то ещё) основана на системе управления профессиональными рисками.

Все менеджеры (и уж тем более топ-менеджеры или точнее “топ-топ” менеджеры на определённой ступени развития интеллекта организации!) всех значимых энергокомпаний страны прошли кто в стране, кто зарубежом обязательное для систем международных сертификации обучение по оценке и управлению рисками. Что дало это обучение, если несчастных случаев, включая со смертельным исходом, меньше не становится?!

Что толку, если доморощенная или заморская система сертификации по управлению охраной труда (не дешёвая, кстати, поинтереуйтесь сколько ваш главк заплатил за OHSAS) и тренинги по управлению рисками застряли где-то на уровне между топ-менеджерами (“топ-топ” менеджерами) и управленцами среднего звена, а сами риски плодятся и размножаются как тараканы как раз в низовом уровне, т.е. среди рабочих, обслуживающих электроустановки. Научили ли рабочих своими управлять профессиональными рисками, помимо того, что обеспечили их новыми «корочками» после экзамена в Ростехнадзоре, как того требуют многочисленные правила? Какой вклад могут внести высшее и среднее звено управления в охрану труда и повышение безопасности своих же собственных работников?

Свежий пример из несостоявшейся практики управления профессиональными рисками в российской электроэнергетике.

Как-то проводили мы семинар по системам управления охраной труда совместно с профессором из США (доктор Майкл Шуманн из Департамента охраны труда Университета Восточного Кентукки). Тот привёз с собой интересные приспособления — нехитрые, простые запирающие устройства из обычной пластмассы. Одни предназначены для запирания рубильников, другие для концевых выключателей, третьи — для надевания на ручки кранов и вентилей разных размеров. Работник устанавливает устройство и в сомкнутое отверстие вставляет свой, именной замок. Ключик от замка остаётся у него в кармане, гарантируя его безопасность до окончания работы. У каждого работника свой замок и ключ, и пока последний сотрудник не вернётся с линии, электроустановку не включат, кран не откроют. Так что эти устройства — и СИЗ и СКЗ одновременно (одни рассчитаны на 3, другие на 6 и т.д. членов бригады). И не надо беспокоиться о том, не забыл ли «оперативный персонал, ведущий учёт числа работающих на линии бригад» кого-то из работников прежде чем снять запрещающий плакат с привода коммутационного аппарата (п. 18.2 новых Правил по охране труда).

Фото1

Запирающие устройства, применяемые в США (фото автора)

Вот такое изящное и надёжное решение проблемы пресловутого «человеческого фактора», которым изобилуют отчёты о расследованиях несчастных случаев на производстве. Подкупает техническая простота изделий: по сути, два куска красной пластмассы, соединённые простейшим шарниром и такой же обычный замочек как в наших почтовых ящиках. Но эта копеечная (буквально!) простота спасает драгоценные жизни миллионов электриков и работников коммунальных служб по всей необъятной стране (жаль, что в США, а не в России)!

Фото3

Американец оставил эти забавные заморские штучки нам, мы их показали сперва инспекторам по охране труда. Любопытство! Потом инспекторам энергонадзора (Ростехнадзора). Такое же любопытство! Потом передали эти устройства одному из ветеранов энергонадзора, чтобы тот показал их топ-менеджерам одной из крупнейшей в стране энергокомпаний с вопросом «будут ли они их применять, если им предоставят это бесплатно?» Вот его слова после демонстрации этого нехитрого, повторимся, заморского чуда: «Крутят, вертят в руках, любуются этими забавными игрушками, но, говорят, применять нельзя, так как не положено! Должна быть команда «сверху». Вот вам и Правила. Но уж куда выше-то? Министерство? Правительство? Путин? Так и будем надеяться на наши допотопные плакаты «Не включать…» пока «барин не решит»? Чем мы хуже американцев?

562512593

Управляем охраной труда, снижая риски

Одна из главных ценностей системы управления рисками – возможность дополнения правил и инструкций по охране труда после проведения оценки рисков. Собственно, в этом и суть управления рисками. Как можно снижать риски, управлять ими, если они упираются в несовершенство правил?

Правила, какие бы они ни были, неизбежно будут устаревать, не поспевая за меняющейся жизнью. Оценка рисков для того и проводится, чтобы своевременно вносить коррективы (вспомним элементы систем управления ILO-OSH 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007). Для этого не надо ждать министерских указаний, достаточно обоснованного решения руководства предприятий, т.е. локального акта, например, приказа или распоряжения работодателя о внесении изменений в свои же собственные им же утверждённые правила и инструкции.

В примере, приведённом выше, достаточно было бы провести оценку и сформулировать немногословные дополнения к действующим правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок. Не в Правила, утверждённые упомянутым приказом Минтруда России № 328н, разумеется, это полномочия Министерства труда, а в собственные правила. При этом, совсем не обязательно вступать в противоречие с нормативыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда: запрещающие плакаты отменять не стоит, безопасности много не бывает! Но главный эффект: формулировка заказа на массовое производство тех самых спасающих жизнь нехитрых СИЗ-СКЗ для нужд охраны труда не только в электроэнергетике страны.


© 2015 г. Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Марат Байгереев  специально для семинаров «Охрана труда для членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда» и «СУОТ. Оценка и управление рисками на предприятии».

Видео по теме:



© АНОО ДПО «Институт труда». Смотрите все наши видео по трудовому законодательству (HR, охрана труда, кадровое делопроизводство и управление персоналом) на профессиональном канале Института трудаЛучшие в социально-трудовой сфере профессиональные видеоролики! Все видео обработаны и снабжены титрами, комментариями и пояснениями для целей дистанционного обучения

Заявки на дистанционное обучение принимаются по эл. почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на сайте ВСФ НИИ ТСС Минтруда России: он-лайн заявка