Проблема медосмотров (приказ Минздравсоцразвития России №302н)

Минздрав России приступил к публичному обсуждению проекта Приказа «Об утверждении  Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и работами, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников и Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников».


Указанный документ призван заменить давно критикуемый Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)).

В чём проблема этого пока ещё действующего нормативного акта приснопамятного Минздравсоцразвития и что даст новый Приказ Минздрава,  кроме того, что приложения в нём теперь расположены не задом на перёд, а по-порядку: сперва собственно Порядок, и лишь после него – те самые Перечни факторов и работ?

О проблемах применения Приказа № 302н в части его соотнесения с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда эксперты, работодатели и надзорные органы спорят чуть ли не с момента его издания. Больше всего вопросов возникает с прохождением медосмотров сотрудников, на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ: пункт 3.2.2.4 Приложения № 1 Приказа № 302н требует проводить медосмотры таких категории сотрудников не реже 1 раза в 2 года, при этом не имеют значения результаты аттестации рабочих мест или спецоценки. Так, в письме профильного Департамента Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242, «обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда».[1]

Такая же позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 24 сентября 2015 г. № 302-КГ15-11278 по делу № А33-3164/2014.

По словам заместителя Роструда И.И. Шкловца на совещании Минтруда России в г. Иркутске 30 июля 2014 г., работники, работающие на ПЭВМ более 50% рабочего времени подпадают под действие Приказа № 302н, который составлен по «списочному» принципу и не сопоставляется с результатами спецоценки. Инспектор государственной инспекции труда проверяет у работодателя следующие документы: трудовой договор, должностную инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка, а также локальные нормативные акты, регламентирующие работу сотрудников на ПЭВМ. Если ни в одном из этих документов инспектор не увидит, что работник работает меньше 50% рабочего времени, то в этом случае, он выдаёт предписание об устранении нарушения нормы Приказа № 302н. По его словам, действует своеобразный «принцип виновности» работодателя[2].

Однако у Роспотребнадзора (письмо от 19 июня 2015 г. № 01/7015-15-31) другая позиция: если класс условий труда допустимый, то по данному фактору медицинский осмотр не проводится.

В новом проекте Приказа Минздрав эту проблему трансформировал в «факторы трудового процесса»: см. пункт 6.2.3 Приложения 2 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении  медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний к допуску на работу». В указанном Перечне предусмотрены ежегодные медосмотры у офтальмолога, если длительность сосредоточенного наблюдения более 4 часов в течение одного рабочего дня (смены) за средствами визуального отображения информации (дисплей, видеомодуль, видеомонитор, видеодисплейный терминал).

Обратите внимание на то, что если сейчас работодатель обязан проводить медосмотр этого контингента своих работников не реже 1 раза в 2 года, то в новой интерпретации – 1 раз в год!

Что можно порекомендовать? И в первом и во втором случае работодателю следует регламентировать своими локальными нормативными актами время работы за ПЭВМ, тогда проблема проведения медосмотров будет решена с наименьшими затратами.


[1] Следует иметь в виду, что официальную позицию Минтруда России вправе выражать лишь Министр или его заместители. Письма структурных подразделений отражают лишь экспертное мнение лиц его подписавших (прим. автора).

[2] Смотри фрагменты этого совещания на нашем видеоканале: http://www.youtube.com/channel/UC9SSu7g7-_xOnw1zsCuwGew/videos 

© Марат Байгереев.
Директор ВСФ НИИ ТСС Минтруда России.
Москва-Иркутск, 19 февраля 2016 г.