Когда нормативно-правовой акт «вступает в силу»? Неизвестность…

Для реализации тех или иных норм Трудового кодекса и федеральных законов необходимо принятие соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов. Подготовкой этих актов занимаются федеральные органы исполнительной власти в соответствии с поручениями Правительства РФ и планами работ на соответствующие полугодие/год. Так, например, Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» содержит восемнадцать ссылок в адрес Правительства РФ или «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». По разным причинам, разработка, принятие, госрегистрация и «вступление в силу» некоторых ключевых подзаконных актов затягивается, что делает невозможной реализацию законодательных норм. Почему это происходит и что делать?

неизвестность

Неизвестность: при -30 Ангару уже не видно… (фото автора)

Все помнят ситуацию с реализацией Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», когда в связи со вступлением его в силу с 1 января 2014 года прежнюю аттестацию рабочих мест по условиям труда проводить было уже нельзя, а новую спецоценку (СОУТ) — ещё нельзя по причине отсутствия соответствующего подзаконного акта — методики проведения СОУТ. Минтруд довольно быстро — 24 января 2014 г. — утвердил Методику своим Приказом (№ 33н), но его государственная регистрация и «вступление в силу» затянулись на месяцы! Причём сначала в Минтруде обнадёживали всех, говорили, что госрегистрация Приказа № 33н займёт «всего пару недель», потом, что «ждите, вот-вот выйдет» и т.п., но Минюст, как известно, зарегистрировал Методику лишь 21 марта 2014 г. Всё это время Федеральный закон № 426-ФЗ не работал!

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» устанавливает сроки государственной регистрации нормативных правовых актов – до 15 рабочих дней, а в исключительных случаях – до 30 рабочих дней. Но нельзя винить одних лишь Минтруд и Минюст России в несоблюдении установленных сроков. В некоторых особенно исключительных случаях процедура затягивается на срок куда более 30 дней по объективным — политическим  причинам.

Те, кто интересуется подготовкой подзаконных нормативно-правовых актов знают Федеральный портал проектов нормативных правовых актов — «Официальный сайт для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» https://regulation.gov.ru И кто внимательно следили за ходом согласования упомянутого проекта методики проведения СОУТ, обратили внимание на разногласия между министерствами и отрицательное решение Минэкономразвития по итогам оценки регулирующего воздействия, размещённом на указанном сайте.

Минэкономразвития России обратило внимание на ряд рисков, связанных с реализацией проекта Приказа № 33н, в частности на ПДУ шума. Учитывая,  что оборудование, закупаемое для предприятий химической, угольной промышленности, например, имеют звукоизоляцию выше ПДУ шума, предложенным новой Методикой, почти вся спецтехника автоматически становится «вредной» для работника.

На задержку госрегистрации Приказа Минтруда повлияло также  возражение общероссийских объединений профсоюзов, направленное в адрес Правительства РФ. Как известно, многострадальный Приказ № 33н всё же прошёл госрегистрацию Минюстом, хотя и со значительным превышением отведённых регламентом сроков. Принципиальное решение принималось на очень высоком уровне (совещание у заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец) путём компромисса.

Таков непростой политический фон подготовки многих нормативно-правовых актов, объясняющий их задержку (от долгих месяцев до многих лет, порой!) в их принятии и государственной регистрации. Никто не может достоверно и точно гарантировать, когда и, главное, в каком виде выйдет тот или иной подзаконный нормативно-правовой акт!

Слайд38

Никто достоверно не скажет когда именно и в какой редакции выйдет нормативный акт

Аналогичная ситуация сложилась с подготовкой и регистрацией Приказа Минтруда России от 12 августа 2014 г.  № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда». Статья 2161 «Государственная экспертиза условий труда» в Трудовом кодексе обязывала федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, установить соответствующий порядок государственной экспертизы. В то время (в 2006 г.) таким федеральным органом исполнительной власти было Минздравсоцразвития России, которое не успело выпустить соответствующий порядок до смены состава Правительства РФ в 2012 г.

Вновь образованный в новом составе федеральных органов исполнительной власти Минтруд России утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда Приказом № 549н лишь 12 августа 2014 г. Госэкспертиза условий труда в период отсутствия указанного подзаконного акта долгие 8 лет (2006-2014 гг.) проводилась органами по труду субъектов РФ (комитетами по труду, департаментами труда и занятости, министерствами труда регионов и т.п.) самостоятельно.

Ещё один пример. Все знают (по крайней мере должны знать согласно ст. 212 и 225 Трудового кодекса!) Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций — «нетленный труд», утверждённый совместным Постановлением Минтруда и Минобразования от 13 января 2003 г.  № 1/29.

Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 570н «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда», который должен был заменить этот действующий до сих пор  «старый» Порядок, не успел пройти госрегистрацию в Минюсте опять же по причине изменения структуры федеральных органов исполнительной власти вновь избранным Президентом страны (см. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 ). Вновь образованный после ликвидации Министерства здравоохранения и социального развития РФ Минтруд России разработал новый Порядок обучения по охране труда, но его согласование затянулось по тем же причинам, что и с Методикой проведения СОУТ: «процедура оценки регулирующего воздействия». Очевидно, что пока не будет консенсуса среди федеральных органов исполнительной власти и внутри трёхсторонней комиссии, как этого требует ст. 351 ТК РФ, ожидать его скорой госрегистрации не стоит.

Ну и, наконец, ещё один пример. В соответствии с абзацем восьмым статьи 209 Трудового кодекса Минтруд должен принять приказ «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Согласно информации, размещённой на упомянутом портале по адресу https://regulation.gov.ru/projects (см. пояснительную записку Минтруда России), принятие указанного документа позволит «установить общие требования к формированию и организации работы системы управления охраной труда у работодателя, обеспечивая повышение эффективности проведения мероприятий в области охраны труда и способствуя сохранению жизни и здоровья работников». Указана дата начала общественного обсуждения — 12 декабря 2015 г., дата окончания обсуждения — 26 декабря 2015 г.

Ветераны охраны труда знают, что проект Типового положения о системе управления охраной труда был подготовлен ещё приснопамятным Министерством здравоохранения и социального развития РФ и активно им обсуждался в профессиональном сообществе лет десять назад! Надеемся, что принятие долгожданного Приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» не затянется в 2016 г., тем более, что, по нашим данным, документ уже проработан на рабочем уровне и готов к обсуждению на Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как того требует ст. 209 и ст. 351 Трудового кодекса РФ.

       Желаем всем удачи в новом 2016 году! 


© Директор ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Марат Байгереев (декабрь 2015 г.)
см. все наши видео на канале Института труда: https://www.youtube.com/channel/UC9SSu7g7-_xOnw1zsCuwGew/videos