Действие и статус «старых» и «новых» правил по охране труда

Специалисты Департамента труда и занятости населения Кемеровской области задали нам вопрос «Каким образом корреспондируются Правила по охране труда в ЖКХ, утвержденные  приказом Минтруда России от 07.07.2015 № 439н  и Правила по охране труда в жилищном хозяйстве, утвержденные Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 21.09.1987 № 401. Почему не отменяют документы советского периода, когда утверждают новые?». С аналогичным вопросом к нам обратилась и редакция электронного интернет-журнала «Охрана труда: просто и понятно» с просьбой раскрыть эту тему.

Троя

Раскопки древней Трои: фрагменты канализации V в. до н.э. (фото автора)

Комментарий наших специалистов

Аналогичная ситуация возникла с введением 6 мая Приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н новых Правил по охране труда при работе на высоте. Тогда тоже специалисты по охране труда и руководители организаций  задавали вопросы о действиях прежних правил — Межотраслевых ПОТ РМ 012-2000, которые были утверждены постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. № 6. У многих работников тогда были в наличии «старые» удостоверения на допуск к работам на высоте, срок действия которых ещё не истёк к тому времени. Многие работодатели, не зная, что Минтруд уже выпустил новые Правила, обучили своих работников по старым правилам и, соответственно, напрасно потратили время и средства. Внимательно следите за изменениями в законодательстве и обращайте внимание на юридический статус правил по охране труда! Одно дело — ведомственные акты, другое — нормативно-правовые акты, прошедшие госрегистрацию в Минюсте России. Не тратьте деньги впустую, держите связь с нашими специалистами.

Итак, давайте разберёмся с действием (юридической силой) и правовым статусом старых и новых правил по охране труда. Почему Минтруд и Минюст не считают нужным отменять прежние правила (ПОТ) десяти, двадцати и даже тридцатилетней давности.

Новые Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, то есть их требования обязательны для исполнения всеми работодателями – юридическими лицами независимо от  организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями. Что дало право Минтруду России утверждать, что они обязательны для исполнения? Обратите внимание на юридический статус этих Правил. Правила утверждены ведомственным актом – Приказом Минтруда России – но после государственной регистрации Министерством юстиции РФ указанные Правила становятся нормативным правовым актом (об этом, кстати, говорит буква «н» в номере Приказа Минтруда), то есть  обязательными для применения всеми работодателями и, соответственно, подлежат официальному опубликованию наряду с другими нормативно-правовыми актами. Поскольку указанные Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, за их нарушение работодателю грозит административное наказание в соответствии со статьёй  5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ»). Нарушениями считаются: неприменение Правил, их недостаточно точное исполнение, несоответствие локальных нормативных актов работодателя (приказов, правил, инструкций и т. п.) требованиям Правил и др. В некоторых, особо тяжёлых случаях предусмотрена и уголовная ответственность по статье 143 Уголовного кодекса РФ («Нарушение требований охраны труда»). Но для этого необходимы весьма трагические последствия, например смерть или тяжкий вред здоровью пострадавшего вследствие нарушения правил.

Почему не отменили «старые» правила?

Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 21 сентября 1987 г. № 401 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в жилищном хозяйстве» – это классический распорядительный акт ведомственного типа. Эти правила были разработаны не государственным органом, а подведомственным научно-исследовательским институтом. По сложившейся в то время практике правила были согласованы с отраслевым профсоюзом. Затем утверждены и введены в действие ведомственным распорядительным актом со всеми атрибутами внутреннего отраслевого документа, когда контроль за выполнением приказа возлагается на подведомственное управление и возглавляющее его лицо – в нашем примере с Приказом Минжилкомхоза РСФСР № 401 от 21.09.1987 – на Главжилуправление и «товарища Николаева».

Поэтому ответ очевиден: после упразднения прежней советской структуры органов государственной власти отпала и необходимость отменять их внутриведомственные, межведомственные и другие распорядительные акты (то есть акты, которые не являются нормативно-правовыми), к которым, в частности, относится и Приказ Минжилкомхоза РСФСР № 401 от 21.09.1987. Все подобные ведомственные или межведомственные акты в настоящее время носят сугубо рекомендательных характер и правовых последствий их исполнения или неисполнения не несут. Ранее, во времена действия указанных министерств и ведомств, они – эти ведомственные или внутриведомственные акты – были обязательными для подведомственных организаций в силу действия (то есть административных полномочий) тех министерств и ведомств внутри той вертикали власти, которая была выстроена прежней государственной властью – Советом Министров РСФСР или СССР.

В прежней советской вертикали власти министерства и ведомства советского периода издавали (утверждали) свои распорядительные акты, обязательные для исполнения подведомственными организациями, и обеспечивали контроль за их исполнением теми административными методами, которых было достаточно в их распоряжении. С упразднением министерств и ведомств СССР и РСФСР и формированием федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, ведомственные акты, которые носят или должны носить обязательный характер, то есть являются или должны являться нормативно-правовыми актами, обязательными для применения всеми субъектами правоотношений, а не только подведомственными организациями, должны проходить обязательную процедуру государственной регистрации Министерством юстиции (ранее — РСФСР, а ныне — РФ).

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов стала обязательной с принятием постановления Правительства РФ от 8 мая 1992 г. № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов». Согласно указанному постановлению, Министерство юстиции РСФСР с 15 мая 1992 г. начало государственную регистрацию нормативных актов «министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер». В 1997 году на смену этого постановления вышло постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», которым ныне действующие министерства и ведомства, выпускающие нормативные правовые акты, руководствуются в настоящее время.

Такова была специфика правового регулирования того весьма непростого переходного периода трансформации государства в начале 90-х годов.

Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Что касается нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, то их разработка и утверждение регулируются постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Согласно п. 6 Положения, утверждённому указанным постановлением Правительства РФ № 1160, акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ.

Разрабатываются государственные нормативные требования охраны труда в соответствии с постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Более подробную информацию о разработке правил по охране труда и, главное, о том, как их правильно применять, можно получить на семинарах учебного центра Института труда.


© 2015 г. Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Марат Байгереев специально для семинаров «Охрана труда». За дополнительными консультациями обращайтесь в ВСФ ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России: тел. (3952) 458-520.

Раскопки древнего Эфеса

Раскопки древнего Эфеса: эту канализацию построили за сотни лет до того как началось строительство акведуков (водопроводов) в Древнем Риме (фото автора)

см. все наши видео по трудовому законодательству (HR, охрана труда, кадровое делопроизводство и управление персоналом) на профессиональном канале Института труда. Лучшие в социально-трудовой сфере профессиональные видеоролики! Все видео обработаны и снабжены титрами, комментариями и пояснениями для целей дистанционного обучения. Убедитесь в этом сами: http://www.youtube.com/c/Институттруда 
Заявки на дистанционное обучение принимаются по эл. почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на сайте ВСФ НИИ ТСС Минтруда России: он-лайн заявка