Как научить управлять рисками? Практика реализации учебных программ по оценке и управлению профессиональными рисками

Ещё в 2011 году в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки определяющие понятия «Профессиональный риск» и «Управление профессиональными рисками».

 

А еще ранее — в далёком 2008 г. был разработан модуль для обучения тому как управлять рисками. Об этом — данная статья, которая впервые была опубликована в журнале «Человек и труд» в № 3/2010. С тех пор статья не только не потеряла свою актуальность, но в свете внедрения профессионального стандарта Минтруда России «Специалист в области охраны труда» стала ещё более востребованной…

main-tutor

Первый семинар по управлению профессиональными рисками, проведённый при поддержке МОТ восточнее Москвы (15 декабря 2009 г. Иркутск, фото автора)

Достойный труд — безопасный труд

Международная организация труда уделяет первостепенное внимание вопросам создания достойных условий труда для всех работников. Хорошая зарплата, соблюдение прав и свобод работников, отсутствие гендерной дискриминации — это еще не все. Прежде всего, труд не должен наносить ущерб здоровью человека. Именно поэтому МОТ считает, что ”достойный труд — безопасный труд”. Реализация этого принципа особенно важна сегодня, когда мировая экономика переживает кризис. Однако он не может являться оправданием сокращения вложений в улучшение условий труда, соответствующее обучение персонала.

По оценкам МОТ, в мире примерно каждые 15 секунд по причинам, связанным с производством, из жизни уходит один человек; в год — 2,3 млн. человек. 4% мирового ВВП расходуется на выплаты компенсаций, пособий, страховые выплаты, ликвидацию последствий.

Охрана труда в России

Улучшение условий и охраны труда является одной из стратегических задач Правительства РФ. В соответствии с п.5 протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (от 28 марта 2007 г. № 17), Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработало Концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда. Документ, обсуждавшийся в рамках РТК, лег в основу Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг., которая стала частью Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 гг. Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. (распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 170-р).

Главная цель Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 гг. — защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками социальных партнеров — государства, работодателей и работников.

Осуществление Программы (утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России № 586 от 23 октября 2008 г.) призвано обеспечить:

  • снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • повышение качества рабочих мест и условий труда;
  • снижение смертности от предотвратимых причин;
  • улучшение здоровья работающего населения.

В рамках данной Программы предполагается создать систему оценки, контроля и управления профессиональными рисками, а также усовершенствовать на основе современных технологий систему непрерывной подготовки работников по охране труда. Для этого принимаются меры, направленные на снижение профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизацию страховых тарифов, планируется сформировать систему аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний в области требований охраны труда. Программа предусматривает интеграцию в систему управления профессиональными рисками региональных, отраслевых и корпоративных программ по улучшению условий и охраны труда. К началу 2011 г. должна быть создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для системы управления профессиональными рисками.

В частности, в 2010 г. планируется внести в Госдуму проект федерального закона ”О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия ”профессиональный риск”, установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников”.

Системный подход

Как снизить печальные цифры статистики травматизма и профзаболеваемости в условиях глобализации и непрерывного повышения интенсивности производства? Охрана труда — комплексное понятие, и решать ее задачи можно только системно. Развитие системного подхода применительно к сфере охраны труда — одна из стратегических задач МОТ.

Как известно, охрана труда включает четыре основных компонента — законодательную базу, системы управления охраной труда, безопасное оборудование и технологии, обучение и подготовку персонала.

Успешная реализация политики в области охраны труда зависит от наличия подготовленных и компетентных специалистов, их активности, мотивации и эффективности работы. От того, насколько хорошо подготовлены работники и руководители, во многом зависит состояние условий труда на каждом предприятии и в конечном итоге здоровье и безопасность работников.

Можно писать хорошие законы, разрабатывать безопасные машины и станки, выстраивать совершенные системы управления охраной труда, но без надлежащего обучения, без доведения всей этой информации до каждого руководителя, специалиста, работника добиться реализации требований законов, норм и правил невозможно.

Эффективное обучение — путь к безопасному труду

Обучение сегодня не может ограничиваться процессом пассивного изложения преподавателем некоего материала группе слушателей. Обучение в сфере охраны труда — зона особого внимания, поскольку оно адресовано взрослым людям. Прежде чем начинать или организовывать какое-либо обучение, необходимо продумать ряд ключевых моментов, которые во многом определяют его эффективность. Любое обучение можно представить в виде циклической самосовершенствующейся модели, которая включает анализ потребностей в обучении, определение его целей, постановку учебных задач, выбор стратегии и средств, реализацию обучения, оценку эффективности обучения, мероприятия по улучшению учебного процесса.

Иными словами, приступая к обучению необходимо четко представлять кого, чему и зачем мы обучаем и какие методы собираемся использовать, учитывая его задачи. Важно также заранее определить, как оценить, дало ли это обучение необходимый эффект или нет.

Охрана труда — особая дисциплина: ошибки и недоработки по причине некачественного обучения и недостоверной информации здесь приводят к очень тяжелым последствиям. Поэтому каждый из перечисленных этапов предполагает тщательную проработку информации, подготовку и большой объем организационной работы.

Опытные специалисты в области обучения часто используют принцип трех ”П”, который означает ”Подготовка — подготовка — подготовка”. Именно от того как подготовлено обучение, как оно организовано и проведено, зависит его эффективность. Тремя ”китами”, на которых стоит качественное обучение, являются хорошо проработанный учебный материал, подготовленные преподаватели, использование современных и подходящих методик обучения.

Времена бесконечных лекций уходят в прошлое, на смену им приходят методики, ориентированные на мотивацию и вовлеченность всех слушателей, интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя, активные методы организации работы слушателей.

Обучение или образование?

Основная цель обучения в области охраны труда — изменение поведения работника на рабочем месте. Добиться этого, воспитать у работника чувство опасности, осознания необходимости использования безопасных приемов работы и элементарных навыков оценки рисков — задача непростая. Достичь таких результатов методичным внушением на лекциях положений инструкций и нормативных актов невозможно.

На передовых предприятиях эту задачу решают посредством проведения специальных поведенческих тренингов, моделирования ситуаций, использования различных технологий имитаций, рассмотрения конкретных практических примеров. Для организации обучения часто привлекаются профессиональные преподаватели, которые работают совместно с техническими специалистами предприятий. Чрезвычайно важную роль играет выбор подходящих методик и средств обучения, направленных на изменение восприятия, образа мышления, развитие навыков и способностей в какой-то конкретной сфере.

Современные обучающие материалы по охране труда для рабочих отличаются доступностью, понятностью и простотой изложения. Самое главное, что они всегда отвечают на вопросы ”Что делать?”, ”Как делать?” и ”Почему это надо делать?”. Ответ на вопрос, почему это надо делать именно так, то есть безопасно, обычно и есть тот самый импульс, который заставляет работника осознать, что рабочее место на самом деле не просто набор инструментов и оборудования, а источник широкого спектра опасностей, которые могут создать большие проблемы для его здоровья и жизни. Никто не хочет быть больным или травмированным, но мало кто до конца понимает серьезность проблем, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Задача качественного и мотивирующего обучения — сделать акцент на этих проблемах, преподнести их в наглядной и убедительной форме.

Одну из важнейших задач в сфере реализации государственной политики в области охраны труда Минздравсоцразвития России видит в апробации новых методических разработок, создании простых и доступных типовых образцов и моделей управления профессиональными рисками, широкого их распространения по стране.

Хороший преподаватель — залог успеха!

На протяжении многих лет Субрегиональное Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии проводит большую работу по разработке и внедрению современных программ обучения по охране труда на русском языке. В ее рамках осуществляется подготовка современных учебных материалов (с использованием материалов МОТ, передового зарубежного опыта) и преподавателей, правильный выбор и эффективное применение современных методик обучения.

Практика свидетельствует, что зачастую хорошие учебные материалы становятся неэффективными из-за неадекватного преподавания. А именно от того, как организовано и проводится обучение, как преподаватель работает с аудиторией, насколько он способен поддерживать мотивацию и заинтересованность слушателей, во многом зависят результаты обучения. Его успех определяется не пассивным восприятием информации слушателями, а их интересом к участию в обучении, осознанным использованием полученных навыков на практике.

Для достижения этой цели был разработан специализированный учебный курс, ориентированный на подготовку преподавателей в области охраны труда[1].

Курс организован следующим образом — первые три дня участники изучают принципы организации успешного обучения, выбор средств, современные методики и приемы работы со слушателями, основы организации деловых игр и групповой работы, процессы подготовки качественных учебных материалов и их использования, методы проведения тестирования и анализа результатов. В следующие два дня каждый из участников выступает в качестве преподавателя и представляет слушателям один из модулей заранее подготовленного учебного материала. В ходе таких микроуроков все получают возможность проверить современные навыки преподавания, изученные в ходе курса, овладеть навыками критического разбора ситуаций. В странах, где проводились такие курсы, они получили очень высокие оценки участников; многие из них активно используют полученные навыки в своей повседневной преподавательской деятельности.

Как научить управлять рисками?

Любая из современных систем управления охраной труда основывается на принципе предотвращения. Самый перспективный и эффективный подход к его реализации — процесс оценки и управления профессиональными рисками. В передовых странах этот инструмент позволяет добиться исключительно высоких результатов и желанной цели — рабочих мест без травм и профзаболеваний.

В России начинается переход от слов к делу: национальная политика в сфере охраны труда переориентируется с принципа реагирования на несчастные случаи на принцип их предотвращения. Однако, как показывает практика, пока и в России, и в странах СНГ мало тех, кто представляет, что же такое оценка профессиональных рисков в реальности. Еще меньше специалистов знает, как ее проводить на конкретном предприятии, в цехе, на рабочем месте.

Вот перечень вопросов, вызывающих споры, но большинство из них часто остается без ответа.

  • Что такое оценка и управление рисками, что такое риск, опасность, вероятность наступления последствий?
  • Почему это самый эффективный инструмент для улучшения охраны и условий труда?
  • Чем он похож и в чем отличия от существующей системы аттестации рабочих мест?
  • Что такое система управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (ГОСТ 12.0.230.2007) и какова роль оценки рисков в этой системе?
  • Как происходят подготовка, процесс оценки рисков и анализ результатов?
  • Что получает предприятие от внедрения этих технологий и почему это выгодно для бизнеса?
  • Что такое человеческий фактор и как его учитывать?

Дефицит информации по этим вопросам в России сейчас очень велик. Тем не менее все новое — это хорошо забытое старое. Если внимательно изучить действующие стандарты, особенно в области безопасности оборудования, то можно убедиться, что многие понятия оценки рисков в них присутствуют. Но что делать на практике? С чего начинать?

Для ответа на этот вопрос в 2008 г. Субрегиональное Бюро МОТ разработало практический учебный курс ”Оценка и управление рисками на предприятии”, ставший результатом долгой и плодотворной работы проекта МОТ ”Улучшение системы управления охраной труда на Северо-Западе России”. Подготовкой базовой версии курса занимался центр сотрудничества информационной сети МОТ в России, НОУ ”Учебный комбинат” (Санкт-Петербург, www.kalinkom.ru) совместно со специалистами Субрегионального Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Материалы курса включают в себя самые передовые методики и подходы, используемые за зарубежом. Адаптированный для России курс был успешно апробирован и в странах СНГ (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина, Молдова). Ряд предприятий Казахстана уже использует материалы курса в программах корпоративного обучения по охране труда.

Главная особенность курса — его практическая направленность. В ходе обучения участники решают большое количество практических задач, построенных на реальных примерах и производственных ситуациях, учатся идентифицировать опасности, оценивать степени риска, выявлять причины происшествий. У слушателей вырабатываются навыки командной работы, принятия решений, формирования отчетов и сообщений.

Курс предназначен прежде всего для инженеров по охране труда, специалистов, занимающихся безопасностью производства, руководителей, а также всех, кто связан в своей деятельности с вопросами охраны труда. В странах СНГ интерес к курсу проявляют и работодатели, и работники инспекций труда, преподаватели системы профтехобразования.

Основная цель курса — не только дать теоретические знания в вопросах оценки рисков, выработать практические навыки по идентификации опасностей и оценке рисков, но и изменить существующие подходы к охране труда: от поиска виноватого — к поиску истинных причин, от поиска нарушений — к идентификации опасностей и рисков.

В курсе, рассчитанном на 2,5 дня, использованы современные методики преподавания, ориентированные на интерактивное взаимодействие преподавателя и слушателей, активную работу каждого участника.

Материалы курса представлены в виде дидактического материала и подробного плана занятий с текстом лекций. Существует и его электронная версия. Все материалы хорошо структурированы. Это дает возможность каждому преподавателю провести качественное обучение, а каждому слушателю полностью усвоить учебный материал.

Помимо данного учебного материала, МОТ готовит также серию публикации по этой теме, рассчитанную на самый широкий круг читателей: в них будут представлены общие понятия, подчеркнута необходимость внедрения процессов оценки и управления рисками.

Для экспертов по охране труда и управлению профрисками создается специализированный интернет-ресурс www.profrisk.ru

Россия. От слов к делу

Минздравсоцразвития России заинтересовано в том, чтобы в период реализации национальной программы субъекты трудовых отношений получили современные знания по оценке условий труда и управлению профессиональными рисками, которые они смогут эффективно применять на практике. Но готовы ли предприятия к нововведениям в сфере охраны труда?

В целях реализации данной задачи НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России проводит пилотный Проект по внедрению в программы обучения по охране труда основ управления профессиональными рисками.

Логическая схема Проекта такова: (1) новые знания по управлению профрисками (2) через систему аккредитованных учебных центров (3) должны внедряться на предприятиях, участвующих в Проекте. Итогом внедрения станет работающая в организациях современная система управления охраной труда (СУОТ) и снижение рисков повреждения здоровья (травматизм и профзаболеваемость) работников этих организаций, а через эффект масштаба — улучшение показателей здоровья трудоспособного населения регионов, вовлеченных в Проект (Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа).

Первым практическим шагом на пути реализации задач Проекта стала совместная работа экспертов НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России и Субрегионального Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии по разработке учебного модуля ”Оценка и управление профессиональными рисками на предприятии”. Данный модуль после пилотного апробирования будет предложен Минздравсоцразвития России для включения в типовые учебные программы подготовки (повышения квалификации) по охране труда.

В рамках пилотного Проекта апробация нового модуля проводится Учебно-методическим центром НИИ труда и социального страхования в г. Иркутске на семинарах по специальному курсу ”Охрана труда и управление профессиональными рисками”.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Первый семинар в Иркутске (фото автора)

Кроме того, при экспертном участии Субрегионального Бюро МОТ Восточно-Сибирский филиал НИИ труда и социального страхования приступил к обучению преподавателей учебных центров на семинарах ”Оценка и управление профессиональными рисками на предприятии”. Первый такой семинар состоялся в Иркутске 15-17 декабря 2009 г. и получил высокую оценку его участников-руководителей и специалистов учебных центров и органов по труду Иркутской, Кемеровской, Томской, Омской, Сахалинская областей, Красноярского, Приморского краев, республик Саха-Якутия и Бурятия. Все участники единогласно поддержали вывод о том, что этот учебный материал должен повсеместно внедряться в учебные программы по охране труда. Большинство преподавателей, прошедших обучение, выразили готовность включить материалы прослушанного курса в свои учебные программы.

Специалисты НИИ труда и социального страхования адаптировали материалы базового курса МОТ и дополнили их материалами, отражающими современные тенденции развития охраны труда в России. По результатам проведения дальнейших курсов эта работа будет продолжена. Прошедшие обучение в НИИ труда и социального страхования (учебные центры в Москве и Иркутске) смогут самостоятельно проводить занятия как в рамках полного курса ”Оценка и управление профессиональными рисками на предприятии”, так и в виде сокращенного модуля в рамках Примерной программы обучения по охране труда[2].

Второй семинар был проведён в Улан-Удэ в июне 2010 г. (фото автора)

Второй семинар был проведён в Улан-Удэ в июне 2010 г. (фото автора)

В рамках пилотного Проекта совместно с экспертами МОТ планируется провести также ряд мероприятий, направленных на оказание российским предприятиям помощи по внедрению СУОТ по ГОСТ 12.0.230-2007, в том числе: подготовку учебного курса ”Основы управления профрисками и современные СУОТ” для руководителей предприятий и проведение пилотного обучения директоров российских предприятий; подготовку комплекта учебно-методических материалов по курсу ”Оценка и управление профессиональными рисками на предприятии” для аккредитованных учебных центров; оказание экспертной помощи организациям Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов по внедрению современных систем управления охраной труда.

Итогом реализации пилотного Проекта в течение 2010 г. должна стать готовность организаций Сибирского, Уральского и Дальневосточного ФО к внедрению современных систем управления охраной труда, адекватному восприятию нововведений Минздравсоцразвития России, а главное — к вызовам глобализации в условиях усиления международной конкуренции на региональных рынках товаров и услуг.

Мировой финансовый кризис жестко и без компромиссов показал, что ни один регион нашей страны не остался в стороне от драматических процессов, происходящих на заокеанских фондовых и товарных биржах. Российские предприятия должны быть готовы к адекватному ответу на вызовы глобальной конкуренции, и условия труда на них — отвечать всем международным требованиям. В противном случае страну ждет незавидная участь индустриального придатка ведущих постиндустриальных экономик мира. Чтобы добиться изменений, модель охраны труда должна соответствовать требованиям современной экономики.


[1] Были использованы материалы, которые МОТ разработала и активно использует для подготовки преподавателей по другим дисциплинам, включая профессиональную подготовку работников портов (программа PDP).

[2] По окончании семинара слушатели получают совместные сертификаты МОТ и НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России об успешном прохождении курса.


© 2010 г. (февраль). Подробнее о проведённых в рамках Проекта семинарах по оценке и управлению рисками см. на сайте ВСФ Института труда
Авторы статьи: 

Роман ЛИТВЯКОВ
Региональный координатор программ МОТ
по охране труда в России и странах СНГ

Марат БАЙГЕРЕЕВ
Директор Восточно-Сибирского филиала
НИИ труда и социального страхования
Минздравсоцразвития России

см. все наши видео по трудовому законодательству (HR, охрана труда, кадровое делопроизводство и управление персоналом) на профессиональном канале Института труда. Лучшие в социально-трудовой сфере профессиональные видеоролики! Все видео обработаны и снабжены титрами, комментариями и пояснениями для целей дистанционного обучения. Убедитесь в этом сами: http://www.youtube.com/c/Институттруда 

Заявки на обучение по курсу «СУОТ, оценка и управление рисками на предприятии» принимаются по эл. почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на сайте ВСФ НИИ ТСС Минтруда России: он-лайн заявка