Изменения в законодательстве: что значит «Риск-ориентированная модель охраны труда», которую строит Минтруд России

На многочисленных совещаниях, посвящённых проблемам охраны труда и законодательному регулированию в области охраны труда, Минтруд России приводит статистику производственного травматизма.

В абсолютных цифрах травматизм действительно снижается, но причины и структура его из года в год остаются прежними (см. слайды презентации к докладу).

слайд 3

Из презентации доклада Минтруда России (слайд № 4)

Большая часть причин, которые привели к печальным событиям, приходится на всевозможные нарушения и неудовлетворительную организацию работ. Чтобы изменить ситуацию Минтруд планирует сформировать так называемую «риск-ориентированную модель управления охраной труда».

Если быть точным, Минтруду России предстоит следующее (см. слайд 4):

  • Сформировать риск-ориентированную модель управления охраной труда;
  • Совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда:
  • Реформировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На 20-минутном видео – запись доклада директора департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерия Коржа о законодательстве по охране труда на совещании в Кемерово 12 августа 2015 г. Что сделано Минтрудом России и что предстоит сделать в ближайшее время и в перспективе (анализ производственного травматизма, изменения в специальной оценке условий труда, управление охраной труда, оценка профессиональных рисков, изменения в Трудовом кодексе, регистрация микротравм, профессиональная заболеваемость, изменения порядка медицинских осмотров и многое другое…)

Следует отметить, что эти задачи в своё время – 8 лет назад – ставило ещё Минздравсоцразвития России, работая над реализацией Программы действий по улучшению условий и охраны труда 2008-2010 гг., целью которой было как раз «внедрение системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте» (см. слайды 6-8 из презентации доклада по ссылке в конце данной публикации).

Концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять»,  соответственно две стороны трудовых отношений – работодатель и работник – должны контролировать профессиональные риски и принимать меры по их снижению.

Этой же цели было подчинено реформирование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, модернизировать которую планировалось через дифференциацию  страховых тарифов таким образом, чтобы каждый работодатель платил только за те риски, которые создает.

Как выявить риски работодателя? Для этого создавалась сложная система оценки на федеральном уровне, в которую должны были стекаться данные о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда с одной стороны (через Роструд) и данные о результатах периодических медицинских осмотров работников – с другой (через Роспотребнадзор). – слайд 15

По итогам указанной Программы, Минздравсоцразвития подготовило соответствующие законодательные поправки, которые были реализованы в 2011 г. в виде федеральных законов о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (ст. 209 – определение понятий «Профессиональный риск» и «Управление профессиональными рисками») и в Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (расчёт скидок и надбавок к страховому тарифу производится с того времени с учётом аттестации рабочих мест по условиям труда и прохождения обязательных медицинских осмотров). – слайд 17

Тогда же Минздравсоцразвития России разработало проект Типового положения о системе управления охраной труда, который активно обсуждался в то время, но выпустить который теперь суждено уже Минтруду России, на который  в 2012 г. были возложены функции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В те же времена Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ была ратифицирована Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187), которую Международная организация труда приняла ещё в 2006 году. Автор этого доклада был в составе делегации Правительства РФ на 95-й сессии Генеральной конференции МОТ в г. Женеве в июне 2006 г., когда была принята эта Конвенция и соответствующая ей Рекомендация (слайды 18-19 ).

Статья 3, п. 3. Конвенции № 187 указывает, что  «При разработке своей национальной политики каждое государство-член МОТ содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения…»

Обязательства по этой Конвенции были реализованы в вышеназванных законодательных изменениях, а также в тех законодательных инициативах, которые ещё предстоит реализовать.

Построению «риск-ориентированной модели управления охраной труда» способствовало также, как ни странным это кажется на первый взгляд, и  принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», точнее – его спутника – Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (слайды 23 и 29).

Именно в его редакции были внесены изменения в ряд законодательных актов, направленных на формирование дополнительных страховых тарифов в привязке к профессиональным рискам (то есть к конкретным условиям труда) и в Трудовой кодекс (ст. 209 – определение понятия «Система управления охраной труда» и новая редакция понятия «Управление профессиональными рисками»). – слайды 30-34

А что же с таким направлением как «совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда», спросит читатель?

Решить проблему большого числа проверок и чрезмерной нагрузки на бизнес призван риск-ориентированный подход, который в пилотном режиме внедряется в Роструде. Об этом рекомендуем прочитать в статье заместителя руководителя Роструда «Число проверок будет зависеть от группы риска предприятия» в газете «Ведомости». С указанным материалом можно ознакомиться на сайте  http://www.vedomosti.ru/   Этой инициативе Роструда как раз способствовал наш пилотный проект о котором мы написали в «Вестнике Государственного социального страхования» №  10 (166) Октябрь 2014 – «Социальное страхование и управление охраной труда: тернистый путь к СУОТ через СОУТ».

С наступлением 2016 года  Минтруд России ставит и новые задачи по формированию «риск-ориентированной модели управления охраной труда».

Первым шагом в этом направлении станет, надеемся, принятие долгожданного Приказа «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Но в целом, в новом 2016 году Минтруду предстоит ещё немало  сделать и по совершенствованию законодательного регулирования специальной оценки условий труда (много вопросов и замечаний накопилось у профессионального сообщества) и по переходу от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска, и тем решить концептуальный конфликт разнонаправленных правовых норм.

Напомним, что именно на концепции абсолютной безопасности, в основе которого лежит идея полного устранения факторов, способных оказать вредное воздействие на организм, был в своё время построен Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этот Закон прямо запрещает работу на рабочих местах с вредными условиями труда, а Роспотребнадзор контролирует неукоснительное исполнение работодателями санитарных правил и норм.

Минтруд России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти планирует продолжить непростую работу по совершенствованию законодательства в этом направлении.

© Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Марат Байгереев. 

Москва-Иркутск, 2016 г.

см. все наши видео на канале Института труда: https://www.youtube.com/channel/UC9SSu7g7-_xOnw1zsCuwGew/videos 


см. презентацию доклада