Стратегическое планирование (3 часть)

Экономика США во всём мире и в массовом сознании обывателя ассоциируется с хищным монстром – эдакий гигантский спрут, опутавший весь мир и высасывающий из него ресурсы. Во многом это так, мировой финансовый центр со штабквартирами вездесущих американских корпораций и военными базами по всему миру не может быть иным, но следует помнить, что своим процветанием эта страна обязана не нынешним «статус кво», а упорным трудом многих поколений умных лидеров, и Нью-Йорк с Вашингтоном  – это далеко не вся Америка. Как думают лидеры регионов (штатов) этой великой (вряд ли кто-то станет с этим спорить!) страны и какие строят планы? Об этом – в одном из стратегических документов Ассоциации губернаторов США, посвящённом развитию кластерных стратегий регионов страны.

Образованная в 1908 году, Национальная ассоциация губернаторов (NGA), является, как указывается в программных документах этой организации, коллективным голосом губернаторов США и одной из наиболее респектабельных общественных политических организаций Вашингтона. Совет по конкурентоспособности США – внепартийный, неправительственный исследовательский центр, миссия которого – сформировать план действий для развития конкурентоспособности, производительности и лидерства США на мировых рынках с целью повышения уровня жизни всех американцев. Этот Совет – единственная группа директоров корпораций, президентов университетов и профсоюзных лидеров, занимающаяся будущим процветанием американцев и повышением конкурентоспособности США в мировой экономике путём организации «высокостоимостной» (high-value – экономика, создающая, дословно, «высокую стоимость» ) экономический деятельности в Соединённых Штатах.

Предлагаем ознакомиться с переводом одного из программных документов — «Кластерные стратегии для растущих экономик Штатов». Перевод был сделан в 2007 г. (тогда же, когда вышел оригинал переводимого документа!) по заказу Департамента трудовых отношений и государственной гражданской. службы Минздравсоцразвития России, но с тех пор не потерял свою актуальность.

Марат Байгереев
Редактор профессионального перевода


Кластерные стратегии для растущих экономик Штатов

Кластерные стратегии обладают потенциалом ускорения регионального экономического роста, но только если они правильно поняты и применены. Настоящее «Руководство губернатора» исследует меняющуюся экономическую среду, в которой функционируют кластеры, суммирует уроки прошлого опыта и предлагает практические рекомендации для кластерных инициатив, которые могут использовать губернаторы для усиления экономики своих штатов.

Кластер – это группа фирм, связанных между собой экономических игроков и институтов, расположенных рядом друг с другом, извлекающих производственное преимущество из своей взаимной близости и связей. Они могут быть связаны функциональными отношениями (например, поставщики и покупатели, производители и дистрибьюторы) или конкуренцией на аналогичных рынках. Наиболее успешные кластеры обычно находятся в регионах с несколькими округами, где участники могут с лёгкостью взаимодействовать и использовать один и тот же пул трудовых и учебных активов. Фирмы, являющиеся частью сильных кластеров, находятся в более уверенном положении для успешной конкуренции в мировой экономике и, таким образом, вносят свой вклад в процветание региона. Следовательно, губернаторы кровно заинтересованы в стратегиях по развитию появления и роста кластеров, особенно в высокозарплатных, быстрорастущих отраслях. Проблема заключается в разработке эффективных стратегий – тех, которые отражают понимание сложности динамики кластеров в меняющемся мире.

Кластеры определяются взаимоотношениями, а не членством, а пространственные границы изменчивы и расплывчаты. Кластеры часто бывают взаимозависимыми и частично перекрывающими друг друга; некоторые компании могут входить более чем в один кластер. Их формирование обычно происходит в результате скорее везения, нежели по правительственным проектировкам. Вместе с тем, кластеры гораздо быстрее будут развиваться в регионах, предлагающих необходимый человеческий, интеллектуальный, финансовый и социальный капитал, в регионах, подпитывающих их рост через поддерживающую государственную политику и программы.

Определение регионального местоположения кластеров штата является отправной точкой любой кластерной стратегии. Идентификация кластеров всё ещё больше искусство, нежели наука, тем не менее, приемлемая картина кластеров может быть получена путём объединения данных анализа бизнес-секторов, занятости и заработной платы с региональными наблюдениями и собеседованиями ключевых лидеров бизнеса. Однако, делая это, необходимо избегать создания слишком узких определений и границ, не приспособленных к постоянным изменениям или мешающих сотрудничеству внутри кластеров.

После идентификации кластеров высшими должностными лицами могут быть осуществлены минимум пять типов инициатив для поддержки их роста:

  • Создание прочного фундамента. У каждого кластера есть некоторые основополагающие потребности, не являющиеся характерными именно для кластеров, но влияющими на способность успешного их существования. Сюда входят региональные образовательные активы, физическая инфраструктура, привлекательность для творческих талантов и возможность координации региональных образовательных, трудовых (workforce) и экономических институтов. Губернаторы уже многое делают для содействия улучшениям в этих областях, но разработка кластерной стратегии предлагает дополнительные возможности для концентрации внимания ключевых лиц на важности этих структурных блоков.
  • Выстраивание взаимоотношений. Сотрудничество фирм облегчает изучение и накопление нематериальных активов, в особенности скрытых (tacit) знаний, которые растворены внутри сотрудников компании и ее практической деятельности. Руководство штатов может помочь путём созыва совета руководителей кластеров и поддержкой ассоциаций кластеров.
  • Развитие навыков и талантов. По самой своей природе кластеры привлекают и усиливают дарования, но правительство может усилить эту тенденцию, создавая узлы кластеров (cluster hubs) в местных колледжах, стимулируя ориентированные на кластеры профессиональные научные программы в близлежащих университетах, поощряя кластерные учебные консорциумы и карьерный рост в кластерах.
  • Выравнивание инновационных инвестиций. Штаты могут осознать большую отдачу от своих инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), центры повышения квалификации и бизнес-инновации путем концентрации на кластерах. В этом процессе они должны не забывать, что инновация – это больше, чем прорывы в науке и технологии; это постоянно растущее совершенствование продукции, услуг и процессов их производства и реализации – совершенствование, которое часто является результатом нового дизайна продукции и новых бизнес-моделей.
  • Ускорение предпринимательства. Таланты и исследования необходимы, но для перевода хороших идей в успешные продукты и услуги необходимо предпринимательство. Губернаторы могут развивать предпринимательство путём поддержки предпринимательских сетей, создания ориентированных на кластеры инкубаторов, организации центров малого бизнеса вокруг опыта кластеров и поощрения образовательных предпринимательских программ в средней школе и вузах.
  • Открытые глобальные приоритеты. Успешные кластеры распространяют свои сети до удалённых (distant) конкурентов, поставщиков и учреждений. Правительство может помочь путём поддержки участия в международных конференциях, торговых выставках и образовательных поездках; путём предоставления помощи в экспорте; и путём организации образовательного обмена на базе кластеров.

Кластерные стратегии – не панацея, но, будучи правильно спроектированы и применены, они предлагают многообещающий способ развития инновации, предпринимательства и экономического роста.

Концепция отраслевых кластеров доминирует в политике экономического развития на протяжении последних двух десятилетий. Даже до того, как термин «кластер» вошёл в язык государственной политики, штаты направляли ресурсы и инвестиции на укрепление своих сильнейших секторов или на развитие потенциально конкурентоспособных секторов. Штаты направляли средства на исследовательские центры, образовательные и подготовительные программы, инкубаторы и технопарки, занимающиеся определёнными группами отраслей.

Однако в конце 1980-х штаты начали замечать, что конкурентные преимущества и экономическая ценность возрастали при формировании компаниями «кластеров» и «сетей», и они начали поддерживать и поощрять эти взаимозависимые институты. Серия докладов, сделанных организацией SRI International для Флориды в 1989-90 годах, была, возможно, первым официальным использованием анализа кластеров и употреблением термина «кластер» штатом.[i] Публикация революционной книги Майкла Портера о конкурентном преимуществе в 1990 году содержала модель, которая свела различные части воедино в чёткую систему. К концу 1992 года и Аризона, и Орегон уже располагали формализованными кластерными стратегиями. Вскоре специализация в большей мере, нежели диверсификация стала необходимым условием регионального экономического процветания, а кластеры превратились новую организационную структуру для экономического развития.[ii]

Настоящее руководство содержит обзор того, что было изучено о кластерах и кластерных инициативах на настоящий момент, предлагает способы, которыми губернаторы могут повлиять на рост и устойчивое развитие кластеров, выделяет некоторые изменения, ассоциируемые с глобализацией, и описывает некоторые испытанные или многообещающие кластерные инициативы. Оно начинается с краткого обсуждения того, почему фирмы формируют кластеры, и как изменяющиеся глобальные условия влияют на структуру и причины формирования кластеров. После этого оно объясняет, почему кластеры являются важными экономическими единицами для губернаторов, и описывает инструменты, при помощи которых они могут влиять на их форму и рост.

[i] SRI International, Cornerstone; Enterprise Florida: Growing the Future; and Enterprise Florida: Organizing Economic Development Menlo Park: CA: SRI International, 1989-90.

[ii] Michael E. Porter, The Competitive Advantage of Nations. New York: Free Press, 1990.