Так ли уж устарел действующий Порядок обучения?

До сих пор обучение по охране труда проводится в соответствии с Порядком, утверждённым совместным постановлением Минтруда и Минобразования ещё в 2003 году. Его много раз критиковали, в 2012 г. на его замену был даже выпущен новый Порядок, хотя госрегистрацию он так и не прошёл. Но так ли уж плох действующий Порядок?

Библиотека Цельсия

Библиотека Цельсия (фото автора)

Наберите в поисковике Интернета:  «Библиотека Цельсия фото» – система выдаст вам изображения величественного здания римской эпохи – это визитная карточка древнего города Эфеса. Эфес был основан хеттами в те далекие стародавние времена, когда древнегреческая цивилизация ещё только зарождалась в колыбели Европы. Во время расцвета Древней Греции Эфес стал столицей Азии – одной из четырёх провинций империи Александра Македонского. Библиотека Цельсия – вторая по величине после Александрийской, была построена в Эфесе столетиями  позже – во времена могущества Древнего Рима – и уже тогда – две тысячи лет назад – в этой Библиотеке изучали историю древнего мира, т.е. Библиотека уже тогда была музеем, хранилищем знаний, накопленных за многие тысячелетия до её основания.

Этот небольшой исторический фрагмент поучителен с точки зрения государственного управления, а также генерации, концентрации знаний и способов их распространения. Знания генерируются в одном высоком месте («столица»), концентрируются и хранятся в другом («библиотеки»), и распространяются сперва «сверху вниз», т.е. вертикально, и только потом эти знания усваиваются по горизонтали через сеть обучающих организаций (школ, академий, гимназий и т.п.) по «периметру» цивилизации. Другого способа история ещё не придумала. До сих пор государственное управление в цивилизованных странах распространяется именно таким образом, а не «задом наперёд».

Никто не спорит, что Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций – «нетленный труд», утвержденный совместным Постановлением Минтруда и Минобразования № 1/29, во многом устарел, поскольку был разработан под структуру органов управления того периода. Но принципиально, если отвлечься от названий министерств и ведомств того периода, государственное управление охраной труда не изменилось. И обучение по охране труда согласно ст. 216 Трудового кодекса РФ до сих пор является существенным элементом государственного управления охраной труда – предметом совместного ведения федеральных органов исполнительной власти (ОИВ) и ОИВ субъектов РФ.

Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 570н «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» хотя в сильно упрощенном виде, но всё же повторял если не схему, то хотя бы логику распространения знаний «сверху вниз» (п. 8): председатели, заместители председателей и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций (группа «ж») должны были проходить специальное обучение по охране труда в обучающих организациях, подведомственных федеральному ОИВ, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказ Минздравсоцразвития России № 570н, не успел пройти госрегистрацию в Минюсте, а вновь образованный после ликвидации этого министерства Минтруд России почти дословно повторил в сентябре 2012 г. Порядок Минздравсоцразвития России, но только без указанной  вертикали, сделав «обучение» по охране труда плоским: п. 8 лишь исключает специальное обучение упомянутой группы «ж» в обучающих организациях по месту работы. Это фактически означает, что члены комиссий обучающих организаций и другие лица группы «ж» учат друг-друга по принципу «ты мне, я тебе»: если нельзя обучиться у себя на работе, то пройти «обучение» в соседнем учебном центре никто не запрещает. Вот такое демократичное «обучение», и никакого «избыточного» регулирования. Мечта либерала! Только что это за обучение?

Понятно, что ни о каком государственном управлении охраной труда, существенной и неотъемлемой частью которого, напомним, согласно ст. 216 ТК РФ является обучение по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда, в такой редакции Порядка говорить всерьёз не приходится. Не случайно, проект упомянутого приказа Минтруда России, который должен был утвердить новый Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, благополучно утонул в очередной процедуре бесконечных межведомственных согласований.

Давайте реконструируем схему распространения знаний в области охраны труда в редакции старого доброго Порядка «№ 1/29». О чём говорится в п. 2.3.2 указанного Порядка? О том, что обучение членов комиссий обучающих организаций, членов комиссий других организаций,  обучение руководителей, ИТР и других специалистов в области охраны труда проводится в обучающих организациях федеральных ОИВ и ОИВ субъектов РФ. В свою очередь, члены комиссий последних наряду с федеральными и региональными госслужащими в области охраны труда должны пройти обучение не в соседних учебных центрах, т.е. не где попало и не задом наперёд, а в обучающих организациях Минтруда России. Логика обучения понятна? Если норма ст. 216 ТК РФ возлагает ответственность за государственное управление охраной труда на федеральные и региональные власти, то и организация обязательного для всех работников и работодателей обучения по охране труда с последующей проверкой их знаний должна соответствовать этой же законодательной норме. Иначе как управлять охраной труда?

схема обучения

Схема обучения и проверки знаний требований охраны труда согласно Порядку 1/29 Минтруда-Минобразования

Знаменитое, всем известное изречение английского философа Френсиса Бэкона «Знание — сила» (knowledge is power), переводится с английского ещё и как «Знание – власть». Вес такого системного элемента управления как «знание», «обучение» хорошо понимали власти древних цивилизаций, понимают власти цивилизованных государств и сейчас. В США, например, знания по охране труда распространяются федеральными властями (Минтрудом США и администрацией по охране труда – OSHA) через аккредитованные обучающие организации, получивших специальную федеральную лицензию  – это, как правило, учебные центры при крупных университетах и их не более двух десятков по всей стране (размер которой, заметим, сопоставим с нашей). При этом само обучение по охране труда – государственная функция и ответственность OSHA.

Нечто подобное пытался внедрить в своё время и Минздравсоцразвития России в 2010 г. путём введения аккредитации обучающих организаций, но не успел довести дело до победного конца. Хорошее начинание застряло где-то на пол-пути реализации государственного управления охраной труда. В реестре Минтруда России можно увидеть сотни обучающих организаций, подавляющее большинство которых не только не имеет достаточной базы для развития, но едва ли выживает, сводя концы с концами. Не потому ли многие работодатели предпочитают самостоятельно обучать своих работников у себя силами своих комиссий, чем в “обучающих” (а попросту, торгующих «корочками установленного образца» под коррупционным патронажем некоторых инспекций или ряда местных администраций) организациях, формально аккредитованных в сверхлиберальном министерстве, которому запретили “избыточно” регулировать бизнес?

В далёком 2003 г. Минтруд России довольно успешно управлял процессом обучения по охране труда посредством организации обучения отдельных категорий застрахованных,  вспомним хотя бы Приказ № 153 от 21 июня 2003 г. Утверждались и обновлялись примерные программы обучения, за счёт средств ФСС  финансировалось не только само обучение, но также подготовка и распространение новых учебно-методических материалов по охране труда, издавались учебные пособия и т.п. Через несколько лет, будучи пущенным на самотёк в суматохе «административной реформы», это обучение превратилось в формализм бюджетораспределения и «приказало долго жить» в 2009 г.

Сейчас обучение по охране труда представляет собой некое подобие лоскутного одеяла, состоящее из фрагментов былого управления охраной труда, идеал которого описан в ст. 216 ТК РФ, а в реальной жизни – это пёстрый спектр «федерально-региональных» попыток госрегулирования коммерческой стихии (за обязательное «обучение» работодатель платит из своего кармана) передачи квази-знаний «задом наперёд». Немногие регионы Сибири, например, (среди них безусловные лидеры Кемеровская и Иркутская области, Красноярский край и Республика Бурятия) по-настоящему помнят и соблюдают иерархию федерального Порядка «№ 1/29».

Пробел в организации обучения членов аттестационных комиссий новым Правилам по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда № 155н), которые вступили в силу 6 мая 2015 г. и к которому многие оказались тогда не готовы, лишний раз напомнил об этой проблеме, когда «обучение» (продажа ламинированных корок) в конце 2014 г. и в самом начале 2015 г. началось стихийно «задом наперёд», пока два подведомственных Минтруду России федеральных института не решили эту проблему и не восстановили старый добрый Порядок.


© Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России Марат Байгереев. 

Обучение по программе «Охрана труда для членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда» ВСФ НИИ ТСС Минтруда России: тел.  (3952) 458-500