История “оценки условий труда”

В 2014 г. специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (АРМ). Сейчас, к сожалению, очень мало кто знает, что начало этому процессу положила более 30 лет назад Компартия СССР (КПСС), по инициативе которой Совет Министров СССР и ВЦСПС выпустили постановление от 15 августа 1985 г. № 783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства». Наш Институт (в то время – НИИ труда Госкомтруда СССР) стоял у истоков этой масштабной научно-внедренческой работы.

В те далёкие времена первоначальный замысел великой самостоятельной страны (это сейчас мы стали жалкой провинцией глобалистов на переферии цивилизации мировых денег и товарного мусора) был гораздо шире и соответствовал её масштабу (СССР), чем те цели, которые преследует современная АРМ/СОУТ сейчас. Пожалуй это была последняя широкомасштабная инициатива советского правительства в сфере экономики перед сдачей позиций в пользу либерально-рыночного капитализма под горбачёвскими лозунгами “ускорения” и “перестройки”. Тогда речь шла не только и не сколько об охране труда и улучшении условий труда, что само собой подразумевалось, но о тотальном учёте (своего рода – инвентаризации) рабочих мест, их «рационализации» и через это – модернизации всего индустриального производства того исторического советского периода. Давайте восстановаим историческую хронологию по порядку.

В 1985 году власть проводит знаменитый апрельский пленум ЦК КПСС, на котором новоизбранным лидером тогда великой страны был провозглашен курс на “перестройку” и “ускорение” социально-экономического развития страны в противовес тогдашнему “застою” позднебрежневской эпохи.  Новый курс предполагал радикальную модернизацию всей советской системы. В развитие той инициативы и вышло постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. № 783 “О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства”. При проведении аттестации рабочих мест в те времена планировалось обеспечить:

  • учёт всех рабочих мест, выявление рабочих мест, не соответствующих прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, требованиям охраны труда, передовому опыту, нормативам и стандартам, и на этой основе их рационализацию;
  • сокращение применения ручного и тяжелого физического труда, а также рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, ликвидацию малоэффективных рабочих мест, увеличение коэффициента сменности работы оборудования;
  • проверку обоснованности применяемых норм трудовых затрат и внедрение технически обоснованных норм;
  • повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда;
  • широкое участие рабочих, инженерно-технических работников и служащих в проведении аттестации и рационализации рабочих мест.

Тогда АРМ проводилась планомерно, не реже двух раз в пятилетку для внедрения в практику планирования и учёта балансов рабочих мест и трудовых ресурсов, создания новых и реконструкции действующих предприятий, утверждения (согласования) лимитов численности работников предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, трудоустройства пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью.

Госкомтруд СССР должен был обобщить опыт повышения эффективности производства и использования трудовых ресурсов на основе аттестации и рационализации рабочих мест и доложить Совету Министров СССР. Таков был первоначальный политический замысел в русле идеологии того периода.

Во исполнение правительственного постановления № 783 советские ведомства (Госкомтруд СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР и др.) выпускают Типовое положение об аттестации, рационализации, учёте и планировании рабочих мест от 14 февраля 1986 г. № 588-БГ. Типовым оно было для отраслевых министерств и ведомств и министерств союзных республик (был ведь СССР!), которые разрабатывали на его основе аналогичные положения. Основными целями аттестации, рационализации, учёта и планирования рабочих мест в то время были повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:

  • ускорения роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса;
  • сокращения применения ручного и тяжелого физического труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
  • улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повышения коэффициента сменности работы;
  • улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства;
  • повышения социальной активности и квалификации работающих, широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.

Согласно, замыслу руководителей экономики той эпохи, аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органическим элементом системы хозяйствования и управления производством, важным средством мобилизации резервов повышения производительности труда, совершенствования его нормирования (цитируется по тексту указанного Типового положения).

К Типовому положению были приложены интересные формы, такие как ведомость учёта рабочих мест и результатов их аттестации (с примерами её заполнения), карта аттестации рабочего места (с такими показателями как, например, качество продукции работ, производительность оборудования, коэффициент занятости рабочего, уровень использования оборудования во времени и пр.), проект плана на каждый год с основными показателями использования рабочих мест и рабочей силы, расчёт ориентировочных объёмов и воспроизведенной структуры капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного ввода рабочих мест, сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Показатели условий и охраны труда занимали относительно незначительную часть (менее трети) АРМ того периода. Впечатляет, не правда ли, насколько обмельчала аттестация рабочих мест в наши дни?!

Тогда же Главным государственным санитарным врачом СССР за № 4137-86 от 12 августа 1986 г. утверждается “Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)”, в которой выделяются три класса “условий и характера труда”: “Оптимальные” (I класс), “Допустимые” (II класс) и “вредные и опасные условия и характер труда” (III класс), которые – III класс – в свою очередь также были дифференцированы на 3 степени в зависимости от “вредности и опасности”.

Потом выходит постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78 “Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда”. Этим постановлением предусматривалось, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (обратите внимание на классификацию!). Доплаты устанавливались в процентах к тарифной ставке (окладу) в диапазоне от 4 до 24 процентов. Размеры доплат для конкретных работников определялись в этом диапазоне на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда.

Согласно постановлению №387/22-78 (п.6) НИИ труда Госкомтруда СССР было поручено организовать при филиалах, а государственным комитетам союзных республик по труду – при республиканских центрах НОТ постоянно действующие консультационные пункты для проведения консультаций по применению Типового положения, утвержденного этим постановлением, и другим вопросам, связанным с установлением доплат за условия труда. Обратим внимание на то, что уже тогда была сформулирована политика в отношении доплат в русле той идеологии: “при последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью”. Государство не собиралось консервировать условия труда и сохранять соцпакет за работу в этих условиях.

Утверждённое указанным постановлением Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда содержало почти «современную» форму карты аттестации условий труда на рабочем месте с уже привычными нам показателями факторов производственной среды (пыль, вибрация, шум и т.д.). Удивительно, что этим постановлением продолжали пользоваться при проведении уже «современной» АРМ вплоть до введения СОУТ, несмотря на явную нестыковку классификаций. Очевидно, умельцы «современной» АРМ для установления или подтверждения доплат «по многочисленным просьбам трудящихся» просто пристыковывали современные три степени «вредных» и класс «опасных» условий труда к тяжелым и вредным, особо тяжелым и особо вредным условиям труда того периода.

А что потом? А потом 90-е годы… Страну Советов продали, предприятия «распилили» (многие – буквально!) и всё опустилось до банально-буржуазного «соцпакета» трудящимся. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», котрый утвердил Инструкцию по проведению АРМ, снизил уровень задач первоначальной аттестации 80-х годов до выявления одних лишь условий труда. В связи с ликвидацией Госплана и ударных пятилеток, сроки проведения аттестации устанавливаются теперь самим предприятием, исходя из изменения условий и характера труда, техники, технологии, но не реже 1 раза в 3 года. В то время, напомним, гигиеническая классификация условий труда предполагала не четыре, а три класса: «оптимальные», «допустимые» и «вредные и опасные». Более привычная, ближе к “современной”, классификация появилась позже (постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” признаёт утратившим силу Приказ № 2 и оперирует уже 4-ступенчатой[1] классификацией условий труда, при этом, при отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации[2]), но это уже не столь важно в контексте смены идеологии всего советского периода.

В эпоху 90-х выходит постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, утвердившее списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (те самые «Список 1» и «Список 2»), которое предписывало провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Потом был приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Совет Министров РСФСР постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет” обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда.

Таким образом, политика постепенного ухода от льготных списков, начало которым было положено в середине прошлого века (именно тогда стали появляться первые списки “льготных” профессий), наметилась ещё в поздний советский период, в конце 80-х – начале 90-х гг., когда экспериментальная тогда еще аттестация «первой волны» рассматривалась как фактор модернизации производства и постепенного улучшения условий труда. Уже тогда стало ясно, что гораздо эффективнее периодически оценивать реальные условия труда работников, чем постоянно пересматривать быстро устаревающие списки, не поспевающие за техническим прогрессом.

А потом, после ельцинского периода первоначального “накопления” капитала (т.е. приватизации произведённых за годы советских пятилеток результатов социалистического труда народов СССР – заводов, фабрик, ЛЭП, ГЭС, нефте-газопроводов с обустроенными месторождениями, ГОКов, разрезов, шахт и т.п.), настала эпоха бурного путинско-медведевского капитализма 2000-х годов с перестроенной на «современный» лад продажно-рыночной товарно-денежной охраной труда под знаком «сертификации ССОТ». Выходит постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях». За ним Минтруд выпускает постановление от 10 декабря 2002 г. № 77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий», но оно не успело проявить себя в полной мере – либерально-административные реформы в 2004 году ликвидировали неудобный бизнесменам Минтруд и запретили «кошмарить бизнес». Пришла эпоха «эффективных менеджеров» с их играми в «управление рисками».

Формально система сертификации работ по охране труда (ССОТ) была отменена Приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 779н признанием утратившими силу упомянутых постановлений Минтруда России № 28 и № 77. Как раз в то время, в преддверии выхода этого Приказа, продажа (буквально!) сертификатов ССОТ шла наиболее бойко. Именно с 2015 года (срок действия тех сертификатов – 5 лет) количество аттестующих организаций, массово аккредитованных в ССОТ, резко пошла на убыль – для очень многих предпринимателей мутный бизнес на АРМ в новой системе аккредитации перестал быть сверхрентабельным.

А дальше вы сами знаете что стало – это уже наши дни: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и Приказ Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н, утвердивший Методику проведения СОУТ. Этим ныне действующим нормативно-правовым актам непосредственно предшествовали приказы Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 г. №342н и от 31 августа 2007 г. № 569 с бессменной “методикой” – Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Это Руководство заменило Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», которое повторяет привычную нам классификацию условий труда, применяемую ныне для целей СОУТ, первые 4-ступенчатые контуры которой были обозначены постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” и Руководством Р 2.2.013-94.

Итак, да здравствует «спецоценка» с её бессовестными менеджерами по продажам услуг по специальной оценке условий труда…


Сноски:

[1] Правда, по-прежнему, в рамках всё ещё тех же трёх классов условий труда. Эта усовершенствованная классификация была введена Руководством Р 2.2.013-94 Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» взамен “Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)”, утвержденной Минздравом СССР от 12 августа 1986 года № 4137-86.

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 смягчил эту позицию (см. п.44 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).


© Пока ещё Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Марат Байгереев (опыт работы в центральном аппарате Минтруда-Минздравсоцразвития России в период 1996-2008 гг.) специально для выпуска «Охрана Труда» № 10 по заказу АНОО ДПО “Институт труда”.  Иркутск-Улан-Удэ, 22-24 ноября 2017 г.

© АНОО ДПО “Институт труда”. Запишитесь на наши семинары, нам есть что рассказать по данной теме. Запись на дистанционное обучение по Email: seminar@vsf-niitruda.ru