Труд и служба, торговля и коррупция (часть 3)

Начало публикации см. в архиве за июнь 2017 г.

“Цивилизация создавалась на основе культур первых городов левантийского побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, а затем, княжеств раннего железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), а также культур филистимлян, Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины…”

“Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет.

У Ханаанейской цивилизации, разрушенной римлянами в 100 г. до н.э., были потомки — классическая, западная (500 г. н.э.), исламская (600 г. н.э.)…” (из Википедии)

Здесь лицемерие и лицедейство правят – услужливые спутники торговли, без них товар задорого не впарить…

Труд – фундамент общества: он первичен и составляет основу всех экономических отношений. В том числе, не будем спорить, и труд предпринимателя. Покажите мне ленивого (по настоящему ленивого!) предпринимателя. Нет такого? Правильно, «без труда не вынешь и рыбку из пруда». Но «предприниматель-трудяга» как-то тоже не звучит. В чём же смысл труда предпринимателя? Донести продукт до потребителя? Восполнить общественный недостаток, то есть закрыть нужду в том или ином товаре, проявив тем самым социальную природу своего труда? Что-то подсказывает: «Нет», «создать нужду», то есть недостаток из ничего! Сделать это можно только играючи. Не согласны? Давайте поиграем. Что ставим на кон? Нет-нет, какие спички, играем по взрослому! Играем по взрослому! Деньги на кон? Денежные ставки – это уже не детские игры-шалости, но есть ценности, которые не купишь.

Так что же ставим в настоящей, по взрослому большой игре? Если не вашу жизнь (пока), то давайте ваше драгоценное здоровье для начала… ммммм, его не очень-то у вас? А жизнь? Что не сложилась, счастья нет? Да что же за убожество такое, не поиграть, ни проиграть («ни сторожить, ни воровать»)?! ((( …а как же дети, можно ведь и их на кон?[1]Есть ценности ценнее жизни и здоровья? И выигрыш стоит ли того, не так ли? Стоп! А с кем же вы играете и что на кону с той стороны игры? Вот вы и проиграли, ещё не начавши играть, но сделав ставки и подписав контракт, не глядя…

«Смешно! Как можно проиграть «ещё не начавши играть»?! Легко! Корóтка память? Ты вспомни тот момент, что стал причиною звонка (иль смс пока!) из банка, мой друг, наивный лох, теперь смешно ли?)), коллекторов дождёмся с того света иль поиграем чуть ещё, повысив ставки, до рассвета?»[2]

Но вернёмся к разделению деловой активности на труд и игры. Напомним, что ценность торговой сделки в том, что созданный, то есть произведённый трудом и ничем иным избыток на одной стороне компенсирует его недостаток на другой в процессе потребления. Напомним также, что нормальным, здоровым (то есть без нарушения экологического[3] баланса) такой торговый обмен возможен лишь при нормальном или достаточном потреблении. При таком ограниченном потреблении торговец вынужден больше трудиться, кружась на рынке как пчёлка, обеспечивая массовые, бесконечные (реально бесконечные и тем самым бескризисные!) рутинные торговые операции по социально приемлемым, минимальным ценам, так как при здоровом экообмене нет простора для игры на ценах. Торговля (товарный обмен) выравнивает избыток и недостаток путём насыщения рынка, сводя к минимуму, вплоть до нуля, индивидуально-частную ценность (в отличие от коллективно-общественной, социально полезной ценности торговли по минимально возможным ценам!) торговых сделок и, соответственно, прибыль (премию) игроков рынка, заставляя не всех, но особо азартных и жадных до прибыли предпринимателей постоянно искать или придумывать/выдумывать новые рынки и сочинять всё более изощрённые и экзотические торговые операции (чего только стоят деривативы – производные инструменты фондового рынка, которые во время неизбежных обвалов и биржевых крахов показывают чего они на самом деле стоят!), тем самым стимулируя, а точнее — выдумывая своим маркетмейкерством сверхпотребление, включаясь во всё более рискованные предприятия, то есть играя всё более и более рискованно, в расчёте на «суперпремию» — обман хозяина игры. Предприниматель без игры – не предприниматель. Не так ли? Но всегда ли вы видите в игре настоящего игрока, а не его номинального представителя? Кто реальный хозяин игры? Наберите в интернет-поисковике: «плутократия». Не случайна ли созвучность этого иностранного слова с русским словом «плут»? Вопрос риторический…

Торговля без торга, безликие торги, биржевая игра и пристёгнутые к ней инсайдеры и биржевые лохи, торгующие рисками: «невидимая рука рынка» или шаловливые ручки «регуляторов» и спекулянтов?

Без труда нет избытка, без избытка нет торговли, без торговли нет цивилизации. Цивилизованная торговля – это рынок – место, легализованное властью для бесконечных торговых сделок между продавцами и покупателями. А кто конечный пользователь торговых сделок? Общество наёмных трудяг. Конечные пользователи – это потребители, зашедшие на рынок исключительно для восполнения недостатка потребления, то есть для отоваривания своей зарплаты, реализации социальной (общественно полезной) природы своего труда. Но что сейчас мы покупаем на рынке? Откуда взялись суррогаты? Присмотритесь к прилавкам наших торговцев, самих предпринимателей давно уже не видно ибо научились искусно прятать свои лица.

В первой главе мы начали с того, что, в отличие от гражданско-правовых, трудовые отношения всегда персонифицированы, труд всегда конкретен и Трудовой кодекс не спроста оперирует понятием «личный труд», у труда есть своё лицо – конкретный работник, чьё ФИО и прочие паспортные, персональные данные работодатель обязан указать в трудовом договоре. Казалось бы Гражданский кодекс также предполагает договор между вполне конкретными юридическими и физическими лицами, но в отличие от трудового договора, в гражданском законодательстве исполнитель может буквально «продать» своё исполнение любому другому лицу. Один только «договор-оферта», обращённый к неопределённому кругу лиц, чего стоит!

Торговля, как ни странно, давно обезличена: попробуйте увидеть настоящего торговца, попробуйте поторговаться с номинальным продавцом товара и увидите насколько ограничена его свобода, насколько стеснён номинальный продавец в правах назначать (изменить) цену! Где равенство и где свобода? На самом деле, реальный торг и реально свободный, справедливый (то есть по взаимно достигнутому согласию сторон относительно цены сделки) или, как говорят экономисты, эквивалентный торговый обмен возможен только между настоящими игроками – бизнесменами (предпринимателями): бизнесменом-продавцом (он же покупатель, поскольку продаёт товар, ранее купленный исключительно для целей получения прибыли от перепродажи, то есть для завершения торговой, предпринимательской сделки) и бизнесменом-покупателем (аналогично: покупает с целью получения прибыли от перепродажи, то есть для завершения своей предпринимательской сделки путём фиксации маржи). На некоторых рынках их называют трейдерами. Раньше их называли купцами[4].

Для того, чтобы что-то купить надо сперва что-то заработать (труд) или что-то продать, ранее купленное и, ещё ранее, трудом произведённое, так как труд первичен всегда. Разница между ценой покупки и ценой продажи (маржа, прибыль, выгода, нажива и т.п.) составляет премию (выигрыш), который предприниматель получает или не получает, играя на рынке. Суть игры в наличии игроков, которые выигрывают и, увы, проигрывают: игра без риска – не игра. И никто не станет спорить, что в игре легко можно заиграться и доиграться. Зная это, взрослые ограничивают своих детей в играх. Но вот кто или что ограничит в играх самих взрослых, которые знают, что в любой игре легко можно заиграться и доиграться, но, тем не менее, продолжают играть в совсем уже не детские игры, всё время повышая ставки? Такой ограничитель один – Власть.

Власть устанавливает правила (законы, постановления и т.п.), тем самым ограничивая свободу, а точнее – произвол проигравших игроков. Если вы соблюдаете правила, то вы – лояльный власти «законопослушный гражданин» – вне игры, тем самым не представляете интерес для власти, даже если бросились в омут игры (у нас ведь свобода и демократия!). А как же правила игры? То же самое. Попробуйте поиграть с гроссмейстером игры. Долго будет длиться ваша игра? И будет ли это игра? Всё зависит от ставок и времени. Поставьте на кон по-настоящему что-то ценное, чтобы заинтересовать настоящих, профессиональных игроков, ограничьте и разграничьте время игры (обозначьте  финишный deadline, а перед ним – таймы) и игра начнётся. Кого с кем? Смотря какие ставки[5] и время игры. Но свой «первый тайм» вы уже точно отыграли, раз дошли до этого места…

Ушлые игроки-предприниматели (сделав, как всегда безмерно переоценив себя, непосильные ставки, наивно полагая, что от хозяина настоящей игры можно спрятаться под запасной актёрской маской и «во-время» соскочить) научились продавать риски (иногда это называют «управление рисками» или ещё круче – «риск-менеджмент») и даже покупать «время» в надежде обмануть судьбу и реальное время, играя на бирже (особо священное место игроков-торговцев). Продавать кому? Самонадеянным игрокам по проще. Реальным игрокам (хозяевам игры) вы точно не впарите то, чем не располагаете, они не «лохи». Игривых простаков (игрунов) должно быть много, чем больше тем лучше, так легче распределять (продавать) риски. Главное, чтобы они с наивным оптимизмом не стеснялись брать кредиты у ростовщиков и наивно полагали, что если «случись что», то сами, дескать, «виноваты», ведь это ж правила игры такие. Ведь мир торговли – это безликий и сияющий богатством либеральный мир «свободы и равенства». Для массового производства дураков-потребителей (многие из которых и впрямь считают себя «успешными бизнесменами-предпринимателями») есть современное нетрадиционное «вариативно-либеральное» образование и СМИ с одноразовыми мусорными смс-новостями и назойливо тиражируемой тупой и бесстыжей рекламой одноразовых мусорных товаров и услуг.

Современные биржи – эти святилища игривых торговцев – давно ушли в виртуальный мир, объединившись в глобальные цепочки круглосуточно-онлайнового лохотрона. В этот же мир иной (мир виртуального онлайна) уходят и банки с вашими деньгами – современные офисы ростовщиков-менял. Не стоит их останавливать, главное – самим в этот либеральный мир «сияющей, вечной» торговли пустотой и мусором не угодить, если ещё не поздно!

Поскольку, повторимся, торговля удовлетворяя спрос, неизбежно выравнивает цены на любом замкнутом[6] рынке, постепенно сводя прибыль (выгоду, наживу) к нулю, то особо азартные, неугомонные и ненасытные бизнесмены предприниматели, не желая (или не в состоянии самостоятельно) выйти из игры, постоянно ищут что-то «новое» и придумывают/выдумывают (они ж все – креативные ребята!)))) новые рынки, изобретая всё более изощрённые и экзотические торговые операции, превращая весь мир в один глобальный лохотрон – рынок массовой торговли, вытесняя живой труд, вместе с его носителем – человеком – в мир иной – «виртуальный онлайн».

Именно так, упрощением, обесцениванием и вытеснением личного труда было простимулировано (а по сути – изобретено предпринимателями-инноваторами)  сперва производство/потребление массового, обезличенного конвейерно-машинного продукта (в ущерб живому, ручному труду мастеров), , а потом, постепенно – производство/потребление одноразовых продуктов с коротким жизненным циклом: путь товара от производства до мусорного бачка становится всё короче и короче. Упрощённый, искусственно обезличенный усилиями игривых предпринимателей-бизнесменов труд легко заменялся машинным производством, потом автоматизировался, потом роботизировался и т.д. Мастер с его уникальным личным, живым трудом – лишнее звено в обезличенном, массовом, конвейерном производстве. Технический прогресс, подстёгиваемый неуёмной жаждой прибыли (наживы, выигрыша) уменьшает долю живого труда, делая человека с его индивидуальным, особенным трудом лишним в производстве. И поскольку жизненный цикл товаров становится всё короче, путь продукта потребления от производства до мусорной корзины постоянно сокращается, человек в безнадёжной попытке сохранения эко-баланса всё больше и больше потребляет продукты переработки собственного мусора, постепенно сам превращаясь в мусор: что ты потребляешь – то ты и есть. Разве не так? Не обольщайтесь!

Изменилось качество труда и качество потребления. Разумеется, в худшую сторону: обезличенное массовое производство вытесняет живой ручной, личный труд конкретного человека – мастера своего дела.

Не удивляйтесь, что настоящие колбасу и сыр теперь не купить даже задорого – это технологи пищевых производств в своё время так изощрённо изобретательно поработали (ведь это тоже труд, только бесполезный, мусорный!) под натиском деловой хватки «эффективных менеджеров». Этим «менеджерам» невдомёк, что им самим же теперь приходится жрать (другим словом такое потребление не назовёшь) мусорные продукты своего «менеджерского труда», так как их воспитанный одноразовым, либерально-мусорным «бизнес-образованием» остаток мозга давно не в состоянии по-настоящему оценить что-то, что выходит за короткий горизонт (отчитаться о прибыли хозяевам игры как и вернуть кредит бандитам-ростовщикам надо «сегодня», а не «завтра») их одноразового мусорно-управленческого планирования, заточенного под наращивание прибыли любой ценой, что в народе когда-то называлось жадностью.

«Дедлайн» — обязательный атрибут любой игры…

Можно ли этот порочный мусоропроизводящий процесс хоть как-то остановить? Внутри жадность, как известно не имеет ограничителей. Из-вне такие границы может установить только внешняя сила – власть. Но только настоящая власть, а не та, которую как ржавчина (задумайтесь, почему некоторые металлы называют благородными) разъела коррупция. Такая Власть, которая ещё не разменяла вечные ценности (адекватная цена которых – кровь, жизнь/смерть) на временный торговый ценник. Власть, которая реально обеспечивает систему сохранения жизни и здоровья… (см. понятие «охрана труда» в ст. 209). Но таковой уже давным давно не наблюдается. От того и пессимизм данной публикации.

Смертную казнь (если, не дай Бог, надругаются над вашим близким, вы что пожелаете насильнику? Либералы вам скажут: «А вдруг это не он!» Присмотритесь к ним заранее, на кого они похожи, не такие как все вы не с проста! Ну что, играем дальше?) цивилизованное либерально-просвещённое общество отменило, создав у массового обывателя иллюзию отмены смерти, тем самым были потеряны моральный страх («освобождение» морали, её выталкивание в мир свободы и равенства), благородство и вера в старомодные вечные ценности, прочность которых тестируется временем, адекватным мерилом (ценой) которых является только смерть – ваш личный «дэдлайн». Благородство ушло (как море в древних городах), остались циники и ценники. …или не всё потеряно?

Деньги и власть

У вас есть деньги? Нет, не те, что в вашем тощем кошельке, и даже не те, что вы самонадеянно «спрятали» в «надёжном» сейфе (поди ещё в чужом, то есть под чужой юрисдикцией!), а настоящие, реальные деньги. Что и деньги тоже ушли в безликий мир иной?! А куда ещё? Об этом вам напомнят кусок пластика с чипом от банка и онлайн приложение вашего смартфона, который давно «знает» о вас больше чем вы сами и, в отличие от вашего «верного слуги» – всегда услужливого вам продажного рассудка (одно из определений, которое дал Гегель этому понятию), никогда не забудет ваши детские шалости и грехи молодости, бережно сохранив их для будущих обвинений в облачных хранилищах заморских серверов под надёжной охраной чужих юрисдикций..

Деньги и власть – одно и тоже. Но раньше на монетах, а позже на банкнотах власть не стеснялась печатать/чеканить своё изображение, у неё были Лицо и профиль. Теперь всё иначе, мир меняется, власть – тоже. Власть, потерявшая лицо и разбазарившая (в прямом смысле, то есть профукав ценности на рыночном базаре!) вечные, нетленные ценности (современное смс-сознание массового потребителя даже слов таких вместить не в состоянии), давно превратилась в бессовестного  «регулятора» бесконечной торговли мусором и пустотой. Попробуйте выиграть у плутократии – безликой продажной власти, которая меняет правила во время игры, «регулируя рынок» своей «невидимой рукой» в угоду своим же игрокам (инсайдерам), тем, что играют известные роли, лицедействуя под блеском «венецианских масок» знакомых миру маркетмейкеров. Узнаёте шоу? Такие вневременные, вечные категории как честь и совесть – абсолютно лишние спутники для участников карнавальных игрищ («торговых сессий»), где всё решает время и только время, иногда доли секунды, за которые вы можете потерять всё (вспомним, что деньги лишь производное в известной формуле «время – деньги», где время первично), в очередной раз ощутив игровую беспомощность пустого «тайм- и риск-менеджмента».

Привет, «мой друг»! Ну вот ты и попал, здесь лицемерие и лицедейство правят бал – бессовестные спутники разврата, который наш питает карнавал…

Реальные ценности проверяются временем, а его то как раз и не хватает заигравшимся игрокам-актёрам чужих ролей иностранной пьесы. Некоторые из таких ценностей, например, дисциплину, верность, долг (только не тот, что ростовщики придумали!) либерал-рыночник назовёт, наверное, «рабской психологией» или «патернализмом», в лучшем случае – «анахронизмом». Но это (слава Всевышнему!) – до первой крови! Власть сама не уходит, её способна сменить только другая власть. До тех пор, пока её не разъест коррупция. Несмотря на то, что деньги всё более теряют материальный вид, принюхайтесь, почуйте запах и поразитесь тому, чем пахнут «нотки вашего дэдлайна», хананеи…

Итак, резюме (эйч-ары, успокойтесь!!))). На крайних, конечных точках торговых операций, то есть за пределами рынка (в том числе, рынка труда!), на его периферии (если поставить рынок в центр, где он обычно и бывает в городах соблазна) располагается труд[7] , то есть люди, общество – начальные и конечные носители труда – реальные производители продукта и реальные его потребители. Само общество с его жизнедеятельностью (читай: потреблением) находится также не в вакууме, а в конкретной природной среде (в экосистеме), которая питает (от которой общество берёт для потребления) и которая принимает (отработанные продукты жизнедеятельности). Весь этот процесс – бесконечная цепочка конечного, достаточного потребления. Повторимся ещё раз, этот процесс нормален и не грозит здоровью общества, если от природы не берётся больше, чем она успевает воспроизвести и утилизировать, то есть окружающей природной среде не наносится вред, земля не истощается, реки не мелеют, море не уходит. Что угрожает этому эко-балансу?

Ростовщичество. Баланс нарушается, когда в нормальную здоровую цепочку конечного, достаточного, то есть умеренного потребления, в нормально сбалансированный процесс торгово-производственных операций вклиниваются ростовщики с их неуёмной жадностью и жаждой наживы. Ссудный капитал, банковский процент губит живую экономику (т.е. экономику, в которой трудятся живые люди, а не скоты, откармливаемые хозяевами большой игры генномодифицированным, химически приправленным «сто-колбасным» изобилием на убой мировых войн), поскольку вынуждает, повторимся, производить сверх-избыток и стимулирует сверхпотребление, вынуждает людей (ведь долги надо отдавать с процентами, то есть с избытком!) избыточно и бесполезно трудиться (расходуется избыточный, лишний труд) и также избыточно и бесполезно потреблять, превращая трудовые излишки в избыточный, искусственный, противоестественный, ненормально-уродливый мусор – перепроизводство непроданных товаров, затоваривание складов и обманчивая иллюзия богатства от переполненных сотнями сортов выдуманных маркетологами и напичканных химией «колбасы и сыра» (в жизни столько не сожрать даже если сильно постараться!) товарных полок.

Типичное «сити» — очередной тираж ветхозаветной вавилонской башни – Москва, перестав быть столицей великой державы и будучи жадностью, обманом и предательством пристёгнутой к цивилизации сверхпотребления, не избежала эту участь, опустившись до убогой провинции глобальных центров производства денег ради денег…

Как сохранить жизнь и здоровье, производить меньше мусора, не потреблять суррогаты и трудиться на пользу себе и людям? «Вставай, проклятьем заклеймённый…»

4. Жизнь и здоровье, служба и коллектив

А был ли «мальчик»? Ну а куда он делся, ведь кто ж кричал про «короля» в толпе! Чем толпа отличается от трудового коллектива? Там крикливому, невоспитанному «мальчику» нет места и некому возмущать спокойствие. Поскольку теперь понятна суть труда, можно приступить к разбору специфики отношений и служебных связей трудящихся. Далее текст будет только для тех, кто готов потрудиться. Итак, «Карету мне, карету!»»?? )) Успокойтесь! На самом деле, прозападнически цивилизованное либеральное «горе» есть и было не «от ума», а от слишком торопливого языка без «царя» в голове. Труд не спешит давать оценок, тем более, оценок без труда. Добро пожаловать в мир «жизни и здоровья»? Расслабьтесь, хананеи…

Продолжение следует…


сноски:

[1] «Молох — упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7). Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву…» (из Википедии).  Наберите «молох» в интернете, поймёте почему «Карфаген должен быть разрушен!»

[2]Фрагмент из ещё ненаписанной пьесы на тему Фауста и Божественной комедии…

[3] На всякий случай, наберите в любом интернет-поисковике слово «экология», чтобы уточнить это понятие, которое часто не правильно понимают лишь как природоохранную деятельность!

[4] У купцов в старые добрые времена были такие отличительные профессиональные (может ли быть профессия вне труда?) характеристики как честь и совесть, и они делились на гильдии, в отличие от нынешней безликой серой массы биржевых трейдеров.

[5]Вы всерьёз думаете, что болельщики так горько плачут от того, что их любимая команда проиграла? Поинтересуйтесь у ликующих и плачущих , что каждый из них выиграл или проиграл лично и удивитесь, насколько игровое поле мало по сравнению с размерами реальной игры! Особенные чувства испытываешь от понимания того, что всё что ты видишь в этом мире – лишь часть вселенского спектакля Хозяина игры…

[6]Понятно почему либералы ратуют за ценности «открытого общества» и открытость рынков, либерализацию торговли и стирание границ, и прочую вовсе небезопасную чепуху? Cui bono? Cui prodest?!

[7]Труд на периферии – лишь в рыночной экономике (центр любого рынка – всегда торговля), то есть при «капитализме». При «социализме» труд – центральное звено экономики и всей общественной жизни, а торговля, как раз, на периферии, если не на задворках социалистического общества. Помните, как было в советские годы? Изобилия, скажете, не было? Дефицитом, дескать, из-под полы торговали? Тогда читайте дальше, хананеи!

© Марат Байгереев.

Изображения масок взяты с сайта https://mylitta.ru/

 

© АНОО ДПО «Институт труда». Иркутск, июнь-октябрь 2017 г.

 

Заявки на дистанционное обучение принимаются по эл.почте: seminar@vsf-niitruda.ru или на нашем сайте: он-лайн заявка

Файл (фрагмент) для печати в формате PDF