Архивы рубрики: Зарубежный опыт

СУОТ (ANSI Z10) и охрана труда в США

Минтруд России наконец-то выпустил Типовое положение о системе управления охраной труда, который проходит затянувшуюся процедуру госрегистрации в Минюсте. В ближайшее время (так обещают!), как только этот документ будет опубликован, мы напишем первый комментарий к нему…

В этой связи, наверное, будет интересен опыт наших американских коллег, учитывая, что все мировые стандарты управления строятся на одних и тех же принципах: «планируй, делай, контролируй, совершенствуй». Восточно-Сибирский филиал ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России провёл 7 августа 2013 г. в г. Иркутске семинар «Изменения законодательства по охране труда и международные стандарты управления охраной труда». 

Особое внимание на семинаре было уделено Американскому национальному стандарту по системам управления охраной труда ANSI Z10. В 2012 г. вышла новая версия указанного стандарта, что делает его одним из самых современным стандартом управления на сегодняшний день. Показательно, что первая зарубежная презентация этой версии прошла именно в Иркутске!

» Читать далее

Россия и США: что общего в охране труда на наших предприятиях

В продолжение темы о состоянии охраны труда на крупных предприятиях признаемся, что мы не уникальны. Как не уникальны и в проблемах системы сохранения жизни и здоровья на малых и средних предприятиях.

Чем интересен американский опыт?  Хотя бы масштабами, сопоставимыми с нашими по количеству занятых на производстве (если не брать в расчет промышленный Китай). В США можно найти не мало таких же плачевных примеров как у нас, с теми же проблемами «крайних» в охране труда, но есть принципиальная разница в способе их решения.

sert_007-ansi

Сертификаты, подтверждающие обучение по международным СУОТ

» Читать далее

Основы стратегического менеджмента (SPM-2)

© Марат Байгереев. 

Продолжение статьи, которая была написана в 2006 г. после стажировки по программе  Администрации Президента РФ «Административная реформа II» — «Стратегическое планирование в организации (государственном органе)» в Бизнес-школе университета Дюрам (Великобритания) и Маастрихтской школе менеджмента (Нидерланды).
Впервые публикация состоялась в 2007 году в журнале «Человек и труд» (№6/2007).

Вашему вниманию предлагается полная авторская версия, дополненная известными событиями.

 

IMG_1409

Миссия и стратегия: реализация идеального или беспомощность нереальных идей?

«О миссиях корпораций (организаций)[1] зачастую едва ли можно сказать что-то более определённое, чем набор абстрактных банальностей, используемых ими на первых страницах годовых отчетов. Для многих определение миссии сводится к списку возвышенных принципов, представляющих ценность разве что с позиции PR и от того малополезных для реальных бизнес-процессов[2] и  формирования корпоративной стратегии».

Так, например, начинается раздел, посвящённый корпоративным миссиям, упомянутого учебника по стратегии[3]. Его авторы для объяснения значения термина «миссия» советуют обратиться к этимологическим корням. Это слово происходит от латинского «mittere», означающего «посылать». Миссия – это задание, долг или предназначение, «посылаемые кому-либо и задающие направление его пути», т.е. – это основной мотив или двигатель, приводящий в движение «кого-то в заданном направлении». Соответственно, корпоративная миссия задает направление развития корпорации и состоит из фундаментальных принципов, которые мобилизуют и приводят в движение в конкретном направлении. Обратите внимание, что именно миссия формирует цель и прокладывает «дорогу» (см. начало первой части данной статьи), т.е. будучи первичной, лежит в основе коммуникаций.

» Читать далее

Основы стратегического менеджмента (SPM-1)

© Марат Байгереев. 

Статья была написана в 2006 г. после стажировки по программе  Администрации Президента РФ «Административная реформа II» — «Стратегическое планирование в организации (государственном органе)» в Бизнес-школе университета Дюрам (Великобритания) и Маастрихтской школе менеджмента (Нидерланды).
Впервые публикация состоялась в журнале «Человек и труд» №2/2007. Вашему вниманию предлагается полная авторская версия, дополненная известными событиями.

IMG_14101

Центурион — ключевой элемент стратегии, цементирующий римские легионы (фото автора)

1. «Дураки и дороги»

Если хорошо подумать, то эти две национальные беды суть одна – отсутствие стратегии. Недаром классики мучались извечным вопросом[1] в попытке сформулировать национальную идею. И амбициозная идея «третьего Рима», например, вполне вписывалась в логику стратегического менеджмента, если рассматривать её через призму взаимодействия или противостояния крупных организационных систем. На первый взгляд очевидный и известный всем ответ на вопрос «куда ведут дороги?» становится не столь очевидным, если задаться вопросом целеполагания. И если, например, в малых организациях все и всё как на ладони, то как управлять большими организациями, когда каждый элемент системы преследует собственную цель (об истинном смысле афоризма «разделяй и властвуй» речь пойдёт в заключительной части статьи)? Признак ума – это способность достигать собственную цель опосредованно, т.е. в неочевидных ситуациях. Согласитесь, когда ваша цель на расстоянии «вытянутой руки» достижение ее не требует интеллектуальных усилий. А если ваша цель за горизонтом и путь к ней неочевиден? Искусство целеполагания – это умение прокладывать правильный маршрут из точки «а» (ваше исходное состояние) в точку «б» (ваша цель). В чем правильность? В системе координат. В правильной системе координат организация не блуждает, а движется в требуемом направлении. Весь вопрос в том, куда ведут пути-дороги?

На самом деле, «все дороги ведут» не в Рим, а наоборот незримо из Рима, поскольку строились для того, чтобы управляющий сигнал (команды, поручения, указы, законы и т.д.) быстро и без помех достигал цели и потом также без помех возвращался в метрополию, т.е. к своему хозяину в виде обратной связи (для чего триумфальные арки строили? — подумайте об этом на досуге). Поручения, приказы и команды, которые не возвращаются с отметкой об исполнении — это «легионы посланные в никуда» — такое тоже бывало в древней истории, такое мы видим сплошь и рядом и сегодня…

» Читать далее

Реформа социальной защиты в Голландии (Гаага)

Начало статьи см. в архиве за октябрь

На побережье Северного моря (фото автора, Гаага, 2006 г.)

Согласно социальному законодательству неблагополучным голландцам гарантируется ежемесячное пособие в 760 евро на одинокого гражданина, 970 евро на одинокого родителя и 1085 евро на ”семейную” пару[1]. При этом законодательно защищены права не только на ежемесячные пособия, но и на апелляцию, дополнительную медицинскую страховку и даже на четырехнедельный отпуск, т.е. нуждающийся имеет право получить специальное пособие на отдых (напомним, что в годовой бюджет социального пособия по нуждаемости включена своего рода «тринадцатая зарплата»).

» Читать далее

Нидерланды или Голландия? Реформа социальной защиты

Наряду с официальным названием страны — Королевство Нидерландов, часто употребляется и другое — Голландия. В чем различие? Сами голландцы (”в оригинале ”Dutch”, русское название граждан, точнее, подданных Королевства Нидерландов, к сожалению, не передает специфический смысл этого термина, глубокие исторические корни которого интереснейшим образом роднят их с датчанами) именуют свою страну Нидерланды.

Дело в том, что название ”Голландия” применимо только к двум из двенадцати провинций этой маленькой страны — Зюйд-Холланд (Zuid-Holland) и Ноорд-Холланд (Noord-Holland). Именно эти регионы, сыгравшие основную роль в развитии нации, включают в себя самый урбанизированный район страны — Рандштат (Randstad) с таким мегаполисами, как Амстердам, Роттердам и Гаага. Справочники и путеводители по Нидерландам не рекомендуют употреблять термин ”Голландия” слишком расширительно, особенно в регионах за пределами Рандштата, поскольку это весьма ”чувствительный и деликатный вопрос”. (Источник. ”City in One. The Expat guide of The Hague. — Wegener Suurland BV, 2002”).

Министерство социальных дел и занятости Нидерландов (фото автора)

» Читать далее

Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство

В апреле 2006 г. по приглашению Международного трудового фонда Кореи (KOILAF) российская трёхсторонняя делегация, включающая представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России, посетила Сеул. В рамках программы визита состоялись встречи с руководителями и должностными лицами Министерства труда Кореи, Трёхсторонней комиссии Кореи, Корейской федерации работодателей, Корейского объединенного совета профсоюзов, LG Electronics, Korean Telecom, Hyundai Motor Company. Большой интерес вызвал семинар, посвященный трехстороннему сотрудничеству между Россией и Кореей, в котором приняли участие посол РФ в Южной Корее, члены Национальной ассамблеи Кореи, ученые и бизнесмены, студенты Сеульского университета.

Первое, что бросается в глаза в сегодняшней Корее, — это разветвленная, хорошо продуманная транспортная инфраструктура, великолепные дороги и развязки, практически полное отсутствие пробок, несмотря на тысячи автомобилей, высокую интенсивность движения и плотность жилых застроек в мегаполисах. Труд в этой стране возведен в ранг национального культа. До сих пор многие корейцы продолжают выходить на работу по субботам за обычную плату: 40-часовую рабочую неделю начали вводить лишь с середины 2004 г. очень осторожно и поэтапно. При этом зарплата среднестатистического корейца превышает 2 тыс. долл., ВВП на душу населения — 12 тыс. долл.

Трёхсторонняя комиссия Кореи (фото автора)

» Читать далее

Стратегическое планирование (2 часть)

Начало см. в архиве за январь 2009 г.

Финансовый кризис, начавшийся в США и быстро охвативший другие страны, всё сильнее влияет на мировую экономику. Неизбежные в связи с этим спад и замедление темпов её роста усиливают интерес к стратегическим вопросам, ибо от выбора способа выхода из кризиса прямо зависят перспективы той или иной страны, отрасли, предприятия.

Надеемся, что продолжение публикации фрагментов аналитических материалов, подготовленных по заказу Национальной ассоциации губернаторов Америки (в авторском переводе), поможет читателям понять суть глубинных процессов, происходящих в современной экономике и, быть может, соотнести подходы, применяемые США в новых реалиях, с теми, которые содержатся, например, в Концепции-2020, анализ которой (как и всех остальных правительственных документов по стратегическому планированию) мы вряд ли когда-нибудь увидим.[1]

С оригиналами этих документов [2] до недавнего времени можно было ознакомиться на сайте NGA: http://www.nga.org

Марат Байгереев
Редактор профессионального перевода


» Читать далее

Стратегическое планирование (3 часть)

Экономика США во всём мире и в массовом сознании обывателя ассоциируется с хищным монстром – эдакий гигантский спрут, опутавший весь мир и высасывающий из него ресурсы. Во многом это так, мировой финансовый центр со штабквартирами вездесущих американских корпораций и военными базами по всему миру не может быть иным, но следует помнить, что своим процветанием эта страна обязана не нынешним «статус кво», а упорным трудом многих поколений умных лидеров, и Нью-Йорк с Вашингтоном  – это далеко не вся Америка. Как думают лидеры регионов (штатов) этой великой (вряд ли кто-то станет с этим спорить!) страны и какие строят планы? Об этом – в одном из стратегических документов Ассоциации губернаторов США, посвящённом развитию кластерных стратегий регионов страны.

» Читать далее

Стратегическое планирование (1 часть)

Накопив немалые финансовые резервы за годы удачной конъюнктуры на углеводородные и другие сырьевые ресурсы (цены на которые, заметим, определяются на сырьевых биржах США и Великобритании), российское правительство проводит политику увеличения бюджетных расходов на социальные программы, активно повышая пенсии, пособия, заработную плату бюджетникам и т.д. Не умаляя значимости расходов государства на эти цели, сформулирую тезис, с которым вряд ли кто-либо станет спорить: фундаментом благосостояния российских граждан должен стать эффективный, производительный труд. Именно изменения в трудовых отношениях, а не перераспределение бюджетных ресурсов способны вывести страну на качественно новый уровень устойчивого развития. Трудом создается национальное богатство, и результатами труда в конечном счете пополняется бюджет страны.

Понятно, что повышение социальных расходов государства — это самый простой, не требующий особого менеджерского искусства процесс бюджетораспределения (тем более когда деньги ”дутые”, то есть фактически не заработанные). Гораздо сложнее организовать труд, который должен стать принципиально иным, если мы хотим добиться действительных экономических успехов, а не зависеть от рыночной конъюнктуры северо-атлантических бирж. ”Новое качество жизни — новое качество труда” — эту истину хорошо знают ”капитаны” ведущих мировых экономик. Знакомы ли с ней те, кто уповает на размеры надутых ”падающими” нефтедолларами фондов ”будущих поколений”?

» Читать далее

1 2 3