Архивы рубрики: Трудовое законодательство

СПЕЦОЦЕНКА. Варианты проведения специальной оценки условий труда (советы работодателям) NEW!

Если вас торопят провести специальную оценку условий труда «дёшево и быстро», рекомендуем не спешить и прежде узнать, как правильно её организовать и зачем на самом деле она нужна. Не поддавайтесь рекламе большинства аттестующих организаций, помните, что в первую очередь их интересует прибыль от продажи (давайте не будем врать друг другу) вам своей услуги. По сравнению с прежней аттестацией рабочих мест, законодательство существенно изменилось именно в вашу пользу, но об этом, скорее всего, промолчат.

Если вам грозят штрафами за непроведение спецоценки (а они и правда теперь «кусаются» — см. ст. 5.271 КоАП!), не паникуйте, всё гораздо проще: для начала достаточно предъявить инспектору приказ и график. И всё? Не совсем. Наберитесь терпения и дочитайте эту статью до конца.


Самая распространённая ошибка в среде СОУТ – подходить к проведению специальной оценки условий труда как к аттестации рабочих мест. К чему это приводит? К произволу недобросовестных или недоученных «экспертов-оценщиков» в ущерб интересам работников! Как правильно организовать спецоценку, так чтобы низкая цена договора (наверняка коммерсанты от спецоценки предложили вам «заманчивую скидку»!) не повлияла на качество исполнения? Рассмотрим разные варианты: (а) уже начали спецоценку, (б) еще не определились с выбором и, наконец, (в) — уже попались в ловушку договора с аттестующей организацией, у которой мало шансов войти в новый госреестр.

1.  Что такое «спецоценка» и для чего она нужна на самом деле: мифы и реальность

Итак, специальная оценка условий труда. Она же — «СОУТ», она же — «спецоценка», она же — «аттестация рабочих мест по условиям труда (или АРМ)»… Стоп! Какая ещё «аттестация»? Не путать с АРМ! Скажете: «Какая разница? Та же комиссия, те же аттестующие организации? На самом деле, большая разница! И дело даже не в том, что раньше был Порядок Минздравсоцразвития России, а теперь целый Федеральный закон (№ 426-ФЗ), по которому процедура оценки вроде бы почти не изменилась. Дело в принципе управления этим процессом. Давайте разберёмся по-порядку.

» Читать далее

Новые системы оплаты труда, «эффективный контракт» и «дорожные карты» в бюджетных учреждениях

HR — ЭйчАр — кадровый менеджмент или управление персоналом. Вот, собственно, что планировал внедрить Минтруд России еще прежнего состава в бюджетные организации, когда реформа только начиналась. Десять лет назад начали вводить новые системы оплаты труда (НСОТ)…
Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России Байгереев Марат Серикбаевич (опыт работы на руководящих должностях в государственном управлении и управлении персоналом – более 20 лет: 1996-2004 гг. – Минтруд России, 2004-2008 гг. —  Минздравсоцразвития России, с 2008 г. — ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России) специально для методических семинаров «Трудовое законодательство и кадровое делопроизводство», «Внедрение эффективного контракта в бюджетном учреждении».

круглый-стол_НСОТ-БГУ-2015
В апреле 1998 г. меня — тогда ещё молодого специалиста аналитического отдела Управления мониторинга и координации научных исследований Минтруда России — назначили начальником аналитического отдела (Отдела политики доходов населения) Департамента оплаты труда, потребительских бюджетов и социального страхования. Первый заместитель Министра труда Валерий Андреевич Январёв дал поручение подготовить доклад в Правительство РФ с концепцией оплаты труда в Российской Федерации.

» Читать далее

О профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда»

Минтруд России приказом № 524н от 4 августа 2014 г. утвердил профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».  Зачем он нужен?


Стандарт разработан в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. во исполнение нормы ст. 1951 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков работы, а профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

Слова «определённого» и «определённой» здесь ключевые. Именно размытость должностных инструкций и от этого неопределённость трудовых отношений – корень большинства конфликтов между работником и работодателем.

» Читать далее

Надзор за соблюдением трудового законодательства. Порядок проверки работодателей государственными инспекциями труда

Порядок организации и проведения проверок работодателей определён в ст. 360 Трудового Кодекса РФ. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда (МОТ) по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Чтобы разобраться в том, что написано в этой статье Трудового кодекса и в других нормах, регулирующих проверки работодателей, чтобы понимать как себя вести при проверках государственной инспекции труда рекомендуем посмотреть наше видео по данной теме:

Лекция А.С. Богомазова — замдиректора ВСФ ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России с многолетним опытом работы в госинспекции труда — о контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции труда, о защите прав юридических лиц при проверках, о том, как готовиться к проверкам, как обжаловать решения инспектора по труду, права и полномочия ГИТ в регионах, административные наказания за нарушение трудового законодательства и т.п. Запись 2014 г. не потеряла свою актуальность…

» Читать далее

Льготы, гарантии, компенсации и специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. Трудовой кодекс (ТК РФ) действует в новой редакции. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов, регулирующих предоставление льготных пенсий и других гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 

В рассматриваемом контексте изменения коснулись статей 92, 94, 117 и 147 ТК. Рассмотрим их по-порядку.

Слайд18

» Читать далее

Трудовые отношения и гражданско-правовой договор: изменения в Трудовом кодексе

С 1 января 2014 г. в Трудовом кодексе действуют поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». За страстями по ушедшей в прошлое аттестации рабочих мест по условиям труда почти незамеченными остались изменения, касающиеся легализации трудовых отношений, не оформленных трудовым договором и (или) скрывающиеся под различными вариациями гражданско-правового договора[1].

Автор публикации на Конференции МОТ

Мало кто знает предысторию этих поправок, берущую начало в теперь уже далеком июне 2006 года: в Женеве на 95-й сессии Международной конференции труда принимается Рекомендация №198, а в Москве – Федеральный закон № 90-ФЗ, который перелопатил практически весь Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)*. В рассматриваемом контексте, помимо прочего, Федеральным законом № 421-ФЗ внесены изменения и дополнения в статьи 11, 15 и 16 ТК РФ, а также добавлены новые статьи: 191 и 671

Статья 15 является ключевой нормой не только в Трудовом кодексе, но и во всём трудовом законодательстве, поскольку определяет понятие трудовых отношений, позволяя выделить их специфику и коренное отличие от отношений, регулируемых Гражданским кодексом. В отличие от выполнения работ и услуг в рамках гражданско-правовых отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота (ст. 2 Гражданского кодекса РФ), трудовые отношения определяются через личное выполнение работником трудовой функции и его подчинение правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда (см. также соответствующую норму ст. 56 ТК РФ).

» Читать далее

Особенность бедности в России: занятость и труд (1 часть)

Фрагмент диссертации Марата Байгереева на соискание учёной степени кандидата экономических наук «Проблема бедности в Российской Федерации: механизмы и пути решения на федеральном уровне» (Специальность: 08.00.07 — Экономика труда). Диссертация была написана в 1998-2003 гг. в период работы автора в Минтруде России на должности начальника отдела политики доходов населения.

 В этой главе мы постараемся раскрыть суть произошедших в период реформ экономических и социальных перемен, проследить логику трансформации социально-экономической системы, поскольку предполагаем, что понимание причин и внутренней сути сложившейся системы социально-трудовых отношений и системы социальной защиты населения даёт ключ к решению проблем бедности в Российской Федерации.

Исследование начнем с анализа российской модели рынка труда, поскольку, как было проиллюстрировано в первой главе, именно в недрах нашей экономики детерминируется основной пласт бедности. Параллельно мы зададимся исследовательским вопросом: каковы побочные эффекты социальных программ, предпринятых российским правительством в переходный период становления рыночно-капиталистических отношений, как они способствовали росту или сокращению бедности?

» Читать далее

Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социальное партнерство

В апреле 2006 г. по приглашению Международного трудового фонда Кореи (KOILAF) российская трёхсторонняя делегация, включающая представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России, посетила Сеул. В рамках программы визита состоялись встречи с руководителями и должностными лицами Министерства труда Кореи, Трёхсторонней комиссии Кореи, Корейской федерации работодателей, Корейского объединенного совета профсоюзов, LG Electronics, Korean Telecom, Hyundai Motor Company. Большой интерес вызвал семинар, посвященный трехстороннему сотрудничеству между Россией и Кореей, в котором приняли участие посол РФ в Южной Корее, члены Национальной ассамблеи Кореи, ученые и бизнесмены, студенты Сеульского университета.

Первое, что бросается в глаза в сегодняшней Корее, — это разветвленная, хорошо продуманная транспортная инфраструктура, великолепные дороги и развязки, практически полное отсутствие пробок, несмотря на тысячи автомобилей, высокую интенсивность движения и плотность жилых застроек в мегаполисах. Труд в этой стране возведен в ранг национального культа. До сих пор многие корейцы продолжают выходить на работу по субботам за обычную плату: 40-часовую рабочую неделю начали вводить лишь с середины 2004 г. очень осторожно и поэтапно. При этом зарплата среднестатистического корейца превышает 2 тыс. долл., ВВП на душу населения — 12 тыс. долл.

Трёхсторонняя комиссия Кореи (фото автора)

» Читать далее

Справка о системе районного регулирования оплаты труда («северные коэффициенты» и т.п.)

В настоящее время с точки зрения особенностей законодательства в сфере районного регулирования оплаты труда выделяются следующие районы с неблагоприятными природно-климатическими условиями:

  • районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера;
  • южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  • районы с неблагоприятными природно — климатическими условиями, где к заработной плате работников применяется районный коэффициент;
  • высокогорные районы;
  • пустынные и безводные местности.

Предлагаем вниманию пользователей нашего сайта аналитическую справку, подготовленную специалистами Минтруда России в далёком 2004 году.

Марат Байгереев
Директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда
и социального страхования

г. Иркутск, мороз -35°С

» Читать далее

Бедность и адресная социальная помощь малоимущим (3 часть)

Начало см. в архиве за март 2010 г. 

2.1. Адресность – стратегическая цель социальной политики государства

Новая программа социально-экономических реформ Правительства РФ нацелена на обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение масштабов бедности. Для преодоления бедности необходимо осуществить комплекс мероприятий, который должен включать как меры общеэкономического характера, так и меры непосредственно в области доходов и социальной защиты населения.

» Читать далее

1 6 7 8 9